Замглавы комитета госдумы, ведающего общественными организациями, ссылается на сведения, предоставленные Председателем независимого профсоюза ВАСО Леонида Рыжова.
— Воронежский авиостроительный завод, отмечающий в этом году 80-ти летний юбилей — один из первенцев отечественного самолетостроения. В его цехах осваивалось производство десятков типов гражданских и военных самолетов. Завод участвовал в уникальном авиакосмическом проекте «Буран».
Сегодня на предприятии идет сборка только двух самолетов ИЛ-96. Происходят массовые сокращения специалистов самого высокого класса с формулировкой «по соглашению сторон», — сообщает лидер профсоюзного движения.
В качестве одной из главных причин создавшейся ситуации, называется деятельность, а точнее, бездеятельность, лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», призванной обеспечивать заказами бывший флагман отечественного авиапрома.
Структура, принадлежавшая известному банкиру Александру Лебедеву, создавалась для того, чтобы «оздоровить» финансовую ситуацию на Воронежском самолетостроительном заводе. Однако, по мнению экспертов, компания «Ильюшин-Финанс» лоббировала интересы иностранных участников рынка. В частности известна недавняя инициатива Лебедева о приобретении для «Аэрофлота» 20 лайнеров западноевропейского концерна Airbus, являющегося прямым конкурентом российских самолетостроителей.
По мнению Леонида Рыжова, если бы не западные бизнес-интересы Александра Лебедева, предприятие в Воронеже могло быть загружено заказами и выпускать современные лайнеры. «В 2011 году Воронежское самолетостроительное общество понесло убытков более чем на 1,5 миллиардов рублей. В тоже время, действующая в интересах иностранных компаний структура Лебедева получила прибыль в размере 660 млн. рублей», — сообщается в депутатском запросе.
Как известно, банкир Лебедев в начале этого года спешном порядке избавился от активов «Ильюшин-Финанс». Сделка была проведена, как принято говорить, по бартерному обмену. В ее правомерности еще предстоит разобраться компетентным органам. Как считает депутат Андрей Туманов, «необходимо проверить изложенные факты на предмет умышленного лоббирования иностранных интересов с целью развала отечественного авиапрома со стороны компании «Ильюшин-Финанс», которая под благовидным предлогом получала от государства значительные финансовые преференции».
Совместными усилиями предстоит дать ответ на главный вопрос: почему стратегическая отрасль стала заложницей амбиций и прихотей представителя бизнес-элиты?