75 лет назад, 5 апреля 1940 года, поднялся в небо первый советский скоростной истребитель МиГ-1. О славной истории самолета, предназначенного для воздушного боя на больших высотах, рассказывает сын основателя ОКБ имени А.И. Микояна, опытнейший авиа-конструктор Ованес МИКОЯН.
— Особый конструкторский отдел при заводе № 1 создали в декабре 1939 года. Начальником назначили Артема Микояна, брата члена Полит-бюро Анастаса Ивановича Микояна. Отец не имел достаточного опыта в конструировании летательных аппаратов и согласился на должность только при условии, что замом будет опытный авиаконструктор Михаил Гуревич, хорошо зарекомендовавший себя в КБ Поликарпова. Уже через неделю отдел подготовил эскизный проект новой машины, за три месяца сделали рабочие чертежи и затем сам самолет. Тот самый, что в конце 1940-го был переименован в честь создателей в МиГ-1. В первом же полете машина себя хорошо показала и была запущена в серию еще до окончания заводских испытаний. В конце последнего предвоенного года конструкторы начали работать над увеличением дальности, внесли изменения в конструкцию, и самолет стал называться МиГ-3. За годы войны было выпущено 3,5 тысячи этих машин, которые в основном выполняли роль истребителей противовоздушной обороны, на большой высоте перехватывали немецкие бомбардировщики. Знаменитый ас Александр Покрышкин счет сбитым самолетам открыл именно на этой машине, уничтожив немецкий Ме-109Е. Самолеты МиГ-1 и МиГ-3 отбирали для себя два элитных истребительных авиаполка, сформированных из летчиков-испытателей НИИ ВВС под командованием Степана Супруна и Петра Стефановского.
С момента основания на фирме было разработано более 400 типов и модификаций самолетов. Авиационные заводы выпустили 55 тысяч МиГов, на которых испытателями было установлено свыше сотни мировых рекордов скорости и высоты. Одновременно с созданием истребителей четвертого поколения МиГ-29 и МиГ-31 и модификацией таких известных боевых лошадок, как МиГ-23, МиГ-27 и МиГ-25, в ОКБ имени А.И. Микояна работали над проектированием перспективного многофункционального боевого самолета пятого поколения и унифицированного с ним легкого фронтового истребителя. Но, увы, не сбылось — проекты есть, но нет их финансирования. В октябре 2009-го акции РСК «МиГ» были переданы в Объединенную авиастроительную корпорацию, после чего было сказано, что перспективны только разработки фирмы «Сухого». Седовласые ветераны с горечью теперь признают, что не сумели противостоять напору...
Но им не надо ничего заново доказывать: МиГ — это заслуженный национальный бренд. Взмывший в небо 75 лет назад истребитель навсегда вписал одну из самых ярких страниц в историю отечественного авиастроения.