Главная Культура 21:06 03 Апреля 2014 4971
Шагал по Витебску Малевич

 Александр Митта выпустил фильм о дружбе-вражде двух великих русских авангардистов

Леонид Павлючик

Поставил картину «Шагал – Малевич» тот самый режиссер, что снял классические фильмы «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», «Граница. Таежный роман». К своему новому фильму о судьбе двух великих художников (их играют популярные актеры Леонид Бичевин и Анатолий Белый) Александр Митта шел долгие годы. Мир живописи, красок, прихотливой игры света и тени – не чужая для него стихия.

Он учился в инженерно-строительном, его педагогом был выдающийся архитектор Константин Мельников. Митта много рисовал в студенческие годы, зарабатывал на хлеб графикой и карикатурами в журналах. В общем, просто не мог не прийти к фильму о живописи и живописцах...

– И все же, Александр Наумович, почему вы сняли кино о Шагале и Малевиче, а не, скажем, о Репине, Левитане или Врубеле?

– Вообще-то это фильм не только и не столько о живописи. Герои моей ленты – две очень крупные, яркие и непохожие личности. Шагал – звезда парижской школы, один из лучших художников самого фантастического периода развития живописи, когда творили Пикассо, Леже, Матисс. И рядом с ними, вместе с ними работал Шагал. Его творческой особенностью было то, что к нему буквально прилипали все прогрессивные новации. Он был в первых рядах примитивизма, стал предтечей экспрессионизма, его считали своим французские сюрреалисты. А он, усваивая все эти течения, создал в итоге свой неповторимый мир. Одухотворенный и поэтичный мир Шагала. «Когда он рисовал, в его голове пели ангелы» – так говорил про Шагала Пикассо.

Мир Малевича – иной. Его справедливо считают одним из тех художников, которые самым радикальным образом повлияли на искусство ХХ века. Он дал живописи новое измерение: первым додумался до того, что она может обойтись без предметов и развиваться как абстрактное искусство. Сегодня мы видим, что абстрактное искусство на 80% заполонило арт-рынок. И родоначальником этого явления был именно Малевич.

– Словом, вода и пламень…

– Вот-вот. Как такой человек, как Малевич, мог смотреть на Шагала? Только сверху вниз. Он как-то сказал в адрес Шагала: что за радость находиться в пятом ряду авангарда? Мол, если уж быть в авангарде – так первым! А Шагал не обижался. Он всегда относился к Малевичу с огромным уважением. И позвал его в 1919 году из голодного революционного Питера в относительно сытый Витебск преподавать в художественной школе. Шагал понимал, что с волевым, жестким Малевичем, который во что бы то ни стало хочет утвердить свой новый творческий метод – супрематизм, будет непросто. Но действительность превзошла все его ожидания. Шагал долго сглаживал все острые углы, которые возникали в их взаимоотношениях, пока Малевич руками учеников не выбросил Шагала из его школы. Этот малоизученный конфликт двух гениев и лег в основу нашего фильма.

– На чьей стороне ваше сердце в этом конфликте?

– На стороне правды. А она состоит в том, что два великих живописца (и не только они, а и Маяковский, Бурлюк, Кандинский, Татлин, Ларионов, Кузнецов, Якулов и многие, многие другие художники и художницы, среди них и так называемые амазонки русского авангарда) предложили всему миру нечто небывалое, революционно новое. И это новое стало путеводной звездой для искусства ХХ века. У нас в прошлом были очень хорошие живописцы – Шишкин, Репин, Васнецов, Суриков, – но они остались для всего мира чисто русским явлением. А вот мир удивили и чему-то научили как раз представители русского авангарда. Этот авангард – яркий, светлый, оптимистичный, полный новых идей и красок, – возник в тот момент, когда Россия буквально захлебывалась в революционной крови. И что важно? Власть, идеология говорили: не высовывайся, живи тихо, иначе убьют. А искусство в это время звало: живи, радуйся жизни, и ты непременно будешь счастлив. Вот на эту тему мне и хотелось снять фильм.

– Тут, очевидно, перекличка с вашим знаменитым фильмом 40-летней давности – «Гори, гори, моя звезда»?

– Самая прямая. Мне повезло тогда снять этот фильм, завершавший оттепель. В нем, кстати, Олег Ефремов сыграл, если можно так сказать, тему Шагала. Тогда о нем впрямую нельзя было говорить – он считался антисоветчиком. Мы с Ефремовым договорились, что судьба его героя – это вариант того, что могло бы случиться с Шагалом, если бы он не уехал, а остался жить в российской глубинке. Думаю, его ждала бы долгая безвестность, короткая слава и скорая смерть.

– Почему так долго ждали, пока отважились на новый фильм?

– Потому что видел, как на этой теме обламывали зубы даже такие серьезные люди, как замечательный писатель Фридрих Горенштейн: его сценарий про Шагала не был снят. Дело еще и в том, что Шагал был абсолютно бесконфликтным человеком. Вернее, так: конфликты обтекали его стороной. Оно и неудивительно: Шагал круглые сутки работал. Ему ничего не нужно было в этой жизни: только кисти, краски и холсты. Он дожил почти до ста лет, создал тысячи картин, а еще расписывал костелы, синагоги, театры, вокзалы. Драматургу тут вроде не за что зацепиться: ровная, гладкая, наполненная работой жизнь. Но когда я наткнулся на малоизученный витебский период его жизни, то понял: тут зерно будущего фильма.

– Вы рассказываете об очень серьезных вещах, но нынешний зритель от такого кино отвык…

– Не надо бояться: наше кино не похоже на скучную историческую лекцию. Кроме столкновения двух крупных характеров в фильме возникает еще очень важная и живая тема учителя и учеников, их влияния друг на друга. В картине появятся прекрасные полотна Шагала и Малевича. Сам фильм снят оператором Сергеем Мачильским в стиле картин Шагала. Плюс есть большая любовная линия, ведь именно в Витебске Шагал познакомился с любовью своей жизни – Беллой. В финале нашего фильма жена Шагала встает перед выбором, который невозможно сделать нормальному человеку: она должна предать мужа – и тогда его спасет. А если не предаст, то погубит. Но как разрешится эта коллизия, я, с вашего позволения, рассказывать не буду.

– Вы снимали свое кино, насколько знаю, на родине Шагала в Витебске…

– В Витебске и Питере. Того Витебска, который видел своими глазами Шагал, больше нет. Город был уничтожен во время войны, а потом отстроен заново. Чудом сохранился дом родителей Шагала, потому что он был каменный. А деревянный Витебск мы построили сами. Плюс местные власти, которые к нам очень хорошо относились, позволили декорировать две центральные улицы под старый город. В итоге, как мне кажется, нам удалось передать в картине атмосферу той поры. После съемок мы собирались сжечь декорации старого Витебска, но городские власти уговорили нас оставить часть построек для туристических целей. Там начинают осознавать, что Витебск – не только родина Шагала, но и родина русского авангарда. Ведь именно в Витебске Малевич сформулировал все свои основные идеи, которые потом покорили мир.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7572
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7498
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?