Главная Культура 00:25 03 Апреля 2013 0
На сцене Большого появились биде и кухонные плиты

Балетный фестиваль «Век «Весны священной» - век модернизма» начался в Большом театре

Сергей Бирюков

В Большом театре отметили приход весны – в прямом и переносном смысле: здесь стартовал международный балетный фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма», посвященный 100-летию самого знаменитого совместного творения композитора Игоря Стравинского и балетного гения Вацлава Нижинского. Для обозревателя «Труда» главной радостью стало то, что балетный коллектив ГАБТа, по сути, впервые после январского скандала с нападением на его художественного руководителя Сергея Филина напомнил: он способен поставлять и творческие новости.

Фестиваль открылся премьерами двух одноактных балетов, первую из которых можно назвать исторической: впервые Большой обратился к хореографии выдающегося шведского мастера Матса Эка, чья «Кармен» с босоногой танцовщицей Аной Лагуной стала в начале 90-х сенсацией не меньшей, чем за четверть века до того «Кармен-сюита» Альберто Алонсо с Майей Плисецкой. Сейчас Эк перенес на московскую сцену свой спектакль Appartement, сочиненный в 2000 году для  Парижской оперы. Для русской версии название перевели, хотя для нас замена «Апартаментов» на «Квартиру» несет и дополнительный смысл: сразу вспоминается булгаковский квартирный вопрос... Впрочем, в спектакле, при всей несентиментальности Эка, все же больше французского шарма, чем русской суровости. Да, его герои проявляют себя в ситуациях вокруг самых приземленных предметов, вроде кухонной плиты или даже биде, но ими движет любовь. Эк тут, не в пример большинству своих современных коллег, не скрывается за панцирем тотальной насмешки, его танец всегда ясен – как по смыслу, так и рисунку. И даже там, где элемент иронии присутствует – например, в эпизоде «Странная игра», когда героиня то ласкает своего партнера, то щекотно подтыкивает пальцем в живот, или в «Вальсе», где танцующие пары довольно активно выясняют отношения – очевидно: это любя. Тем более цветет это прекрасное чувство в эпизодах «Плита», где герои, забыв о дымящихся конфорках, увлечены красивыми поддержками, а также в самом трогательном номере «Дверь», где девушка настолько откровенно хочет принадлежать своему избраннику, что это выглядело бы пошло, если бы не было так искренно. Добавим крепкий дух совместной работы, когда на сцене нет разделения на звезд и фон, и все, включая прим Диану Вишневу и Марию Александрову, одинаково увлеченно работают на ансамбль, выдавая коллективную акробатику с пылесосами или массовый уличный танец. Привносит шарм и Flashquartet – шведский струнно-электронный ансамбль, обеспечивший спектакль чудесными лирическими мелодиями и веселыми ритмами.

Вечер с такой премьерой уже можно считать удачным, но предстоял еще второй спектакль. Тут вновь придется вспомнить о нападении на Филина. Дело в том, что «Весну священную»  к открытию фестиваля в честь столетия легендарного балета должен был ставить британский хореограф Уэйн Макгрегор. Но узнав о случившемся в театре ЧП, он отменил постановку – по крайней мере до возвращения Филина в строй. Выручить ГАБТ и его фестиваль согласилась  екатеринбурский хореограф, глава известной уральской трупы «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова. О том, в какой жесткой спешке приходилось выстраивать спектакль, говорит хотя бы ее интервью в буклете фестиваля: текст датирован 15 марта, и в нем Татьяна признается, что только приступает к сочинению финала – самого сложного номера.
Очевидно, что работу Багановой нельзя оценивать по столь же высоким меркам, как труд Эка. Возможно, если бы у нее было больше времени на подготовку, спектакль не произвел бы (по крайней мере на автора этих строк) такого впечатления клочковатости и надуманности. Сама по себе идея Багановой сделать центральным мотивом поиски воды не вызывает возражений – она вполне в духе сюжета и музыки Стравинского. Отдельные моменты пластики, основанной на противопоставлении двух групп – семи женщин и семи мужчин, – достаточно выразительны и даже красивы (например, эпизод в конце, когда женщины скидывают с себя надоевшие мрачные хитоны, а мужчины – столь же мрачные куртки).

Интересны некоторые придумки дизайнера Александра Шишкина, превратившего сцену в громадную неряшливую раковину с гигантским заскорузлым краном, из которого явно давно не лилось никакой воды.

Но что означает громадный зеленый стратостат в начале, по которому отчаянно лупит кулаком один из персонажей, в то время как другой, с пугающе-марсианским обликом, показывает ему, что внутри стратостата ничего нет? Что за красные пронумерованные бугры разбросаны по сцене? Почему некоторые из персонажей залезают в эти бугры головами и носят наподобие шляп? Что за верстак с красной лампой-спиралью спускается с колосников, а потом возносится обратно? Почему мужчины вдруг надевают на головы шлемы-маски отвратительного пиявочного вида, а на женщин сверху спускаются какие-то метелки, после чего имитируется повешение этих бедных женщин? Хотя все они в конце концов остаются живыми, собираются в большом черном корыте, и на них, вместе с их мужчинами, проливается живительный дождь (пожалуй, единственный ясный момент спектакля, хотя сильно оригинальным его не назовешь).

Но весь этот сюрреализм деталей, думаю, не так бы травмировал восприятие, будь они нанизаны на столь же внятный, как у Эка, танец. Хореографическая драматургия Багановой показалась слишком аморфной, вот в чем главная беда. К тому же оркестр Большого театра под управлением Павла Клиничева играл классическое произведение настолько коряво, будто впервые видел эту партитуру.

Может быть, стоило бы рассматривать этот вариант как предварительный, а для последующих исполнений подготовить новую редакцию? Впрочем, я не учел важного обстоятельства: вдруг Багановой ее нынешняя работа вполне нравится? Ну, тогда порадуемся за нее – но не за артистов и публику.

Напоследок все же о приятном: в течение апреля на сцене Большого нам покажут «Весну священную» в исполнении Балета Мориса Бежара, Театра танца Пины Бауш и Финского национального балета, причем в последнем случае это будет историческая хореография Нижинского.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5750
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5391
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...