Главная Культура 00:43 03 Марта 2017 6217
Отчего перестал кашлять Юрий Башмет

Про фестиваль в Сочи, большую музыку и тех, кто говорит о ней с уважением и без

Сергей Бирюков, Сочи – Москва

В Сочи прошел X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Он не только подвел итоги десятилетия, показав то, что уже смело можно отнести к долговременному вкладу в российскую и мировую культуру. Не только открыл публике неожиданные «сближения» — например, между русской музыкой и китайской, между классикой и роком. Фестиваль также и выявил разрывы — в частности тот, что касается уровня профессионализма (а точнее, непрофессионализма) некоторой части массовой прессы, пишущей об искусстве.

Зимний театр - главная площадка сочинского фестиваля Юрия Башмета

Начнем с того, что старт фестиваля на этот раз выдался как никогда громким, и не узнал о нем в стране разве что самый ленивый: на неофициальное открытие программы 17 февраля прилетел президент Владимир Путин. Говорят, Владимир Владимирович давно хотел посмотреть спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери, рожденный творческим трио музыканта Юрия Башмета, актера Константина Хабенского и режиссера Виктора Крамера. Но в Москве, где эта постановка вошла в репертуар театра «Современник», поймать удобную дату не получалось — а тут все совпало: свободный в президентском графике вечер и любимый Путиным Сочи. Правда, корреспондент «Труда» подлетел в черноморский город лишь на следующий день, на официальное открытие фестиваля. Но в самом внимании к сочинскому представлению мне видится большая символика: тем самым отмечен, говоря модным словом, тренд, рожденный в Сочи — «транскрипции» мировых шедевров, представляющие их новое осмысление и к тому же приспособленные к мобильной гастрольной сцене. Т.е.жанр этот, конечно, существовал и раньше, но именно Башмет стал разрабатывать его с небывалым прежде упорством. Одно из замечательных достижений — спектакль «Фантастическая Кармен», представляющий знаменитую историю любви и ревности в трех плоскостях — оперной, балетной и драматической. Не случайно на нынешнем фестивале, ставшем как бы итоговым за 10 лет, «Кармен» повторили — частично с новыми, а частично с прежними исполнителями, в том числе с вернувшейся на сцену после рождения дочери примой-балериной Большого театра Екатериной Шипулиной.

Не всегда в равной степени постановщикам сопутствовала удача. Многое интересно и остроумно, например, в новом спектакле «Севильский цирюльник» по мотивам знаменитой оперы Россини— в первую очередь парадоксальные инструментальные фантазии композитора Кузьмы Бодрова, отталкивающиеся от приемов, еще лет 40-50 назад предложенных мастером музыкального сарказма Альфредом Шнитке. Но вот драматургия получившегося целого вызвала вопросы: сюжет оперы брошен на середине, дальше на первый план выходят словесные монологи героя в исполнении Евгения Стычкина, где речь уже идет о внутренней драме самого Россини, в 37 лет (роковая цифра!) вдруг «умершего» как оперный композитор, тогда как судьба отвела ему еще 39 лет жизни. Одно с другим соединено не без насилия, и эту, драматургическую сторону, мне кажется, авторам еще предстоит «докрутить». Уж не говорю о том, что хорошо пели лишь двое — Дара Савинова (Розина) и Юрий Городецкий (Альмавива), партии же Фигаро, Бартоло и Базилио оказались на грани провала.

Юрий Башмет и Диана Арбенина на транспарантах фестиваля...

И все же интересного на сцене Зимнего театра и Органного зала — главных традиционных площадок фестиваля — было больше. Как, например, не высказать Башмету благодарность за знакомство с изумительными молодыми виртуозами — французским гобоистом Филиппом Тондре, испанским валторнистом Хосе-Висенте Кастелло, японской фаготисткой Риэ Коямой, вместе с нашим феноменальным кларнетистом из пермского оркестра Теодора Курентзиса Валентином Урюпиным исполнившими Концертную симфонию Моцарта.

А какими новыми красками заиграли песни лидера рок-группы «Ночные снайперы» Дианы Арбениной, когда сопровождать их стал симфонический оркестр Башмета «Новая Россия»! Дуэт Юрия и Дианы волею случая возник два года назад, когда музыканты записывали в соседних студиях новогодние программы и решили попробовать поиграть вместе, чему помог отличный аранжировщик Дмитрий Рябцев.

...и на совместном концерте в Зимнем театре

Так возникла программа «Классика и рок», впервые прозвучавшая в Сочи в 2015-м, а теперь расширенная за счет новых вещей, в том числе отчаянно-драйвовой песни «Очень хотела» с прошлогоднего альбома «Снайперов» «Выживут только влюбленные». (Кстати, буквально на следующий день после сочинского исполнения вышел роскошный черно-белый клип с обнаженной Арбениной на эту песню, который, как рассказала журналисту «Труда» сама певица, зрел у режиссера Юрия Грымова долгих два года.)

Особенной страницей смотра стали гастроли Гонконгского оркестра китайских инструментов под руководством Яна Хюичаня. Это один из лучших в музыкальном мире Поднебесной коллективов, уже вызвавший восторг публики фестиваля «Евразия-2013» в Екатеринбурге. Игра ансамбля из сотни музыкантов впечатляет не только виртуозным совершенством, но удивительно светлой образностью. Может быть, таков репертуарный выбор дирижера, но судя по нему, и старинной, и авангардной музыке китайских авторов не свойственны трагизм и конфликтность, наоборот, она ярко живописна, пейзажна, подчас заразительно юмористична в изображении народной жизни от сельского быта до развеселых праздников, явно проходящих не без употребления «согревающих» напитков. Музыканты даже чокались на сцене маленькими стопочками — что в них было налито, нам осталось неизвестно, но, похоже, темперамента и огня игре это только прибавило.

Китайские виолончель и контрабас выглядят очень экзотически

А какое разнообразие форм и тембров инструментов! Тут и двухструнные эрху — далекие собратья скрипки с волшебным «носовым» звуком. И изящные грушевидные пипы — местные лютни. И маленькие ручные органы, цимбалы, гусли, китайских названий которых я не в состоянии передать. И рожки, неожиданно с совершенно «владимирским» звуком... Эти поразительные перекрестья столь далеких, казалось бы, культур уловил известный композитор Тандун, чей концерт для пипы с европейским оркестром исполнили китайская солистка Бель Шу и ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета. А наш автор Александр Чайковский, наоборот, вдохновился китайскими пейзажами XI века в своей Сюите для двух оркестров, европейского и китайского, мировая премьера которой состоялась в Сочи.

Мастер-классы известных вокалистов и инструменталистов для молодых музыкантов. Лекции столичных специалистов по современной поэзии, изобразительному искусству. Выставки к юбилеям композитора Стравинского и пианиста Гилельса. Международная экспозиция видеоарта... Все это и многое другое — тоже сочинский фестиваль, выросший за 10 лет из скромного камерного смотра в артистическую встречу интернационального масштаба.

Дирижеры Юрий Башмет и Ян Хюичань

А еще это событие, в определенном смысле «поставившее на место» высокую творческую и журналистскую тусовку. Речь, правда, не о самом форуме, а о его освещении в прессе. Пока мы, аккредитованные на фестивале журналисты, готовили свои аналитические заметки, одна блогерша, почему-то пользуясь сайтом известного еженедельника, привлекла всеобщее внимание разбитными постами. Стиль примерно такой:

...На сцену вышли Юрий Башмет и глава города Сочи Анатолий Пахомов. Башмет не кашляет — молодец, видимо, бросил курить. Пахомов одет в голубой пиджак и узкие мятые джинсы — отлично, по моде... Заиграли Моцарта. Музыка веселая — композитор умер юным, не успел хлебнуть горя (это об авторе великого «Реквиема» — «Труд»). Пока идет увертюра (в Концертной симфонии нет увертюры — «Труд»), дама с гобоем нетерпеливо облизывает мундштук (на гобое играл мужчина — «Труд»), а затем эта «миниатюрная француженка» (не существующая в природе — «Труд») так и норовит задеть своим инструментом валторниста и фаготиста (вот на фаготе как раз играла «миниатюрная японка» — «Труд»). Публике интересно — заденет ли? (говорил потом со многими слушателями, все выразили восхищение мастерством музыкантов, но никому не было «интересно, заденет ли» — «Труд»).

И в таком духе, с подобными ляпами — обо всем фестивале. Ну, бог с ним, кто чего в интернете не пишет — но эти посты оказались страшно кликабельны! Превзойдя по этому показателю большинство наших «серьезных» публикаций. Взбудоражив аудиторию не только России, но Америки, Израиля, Португалии... Хотя их автор, заговорив в зале с журналистом «Труда», честно призналась, что, например, понятия не имеет о сюжете классической оперы «Мадам Баттерфляй»...

Легче всего было бы сказать девушке, восполняющей недостаток образованности избытком бойкости, «фи». Но не напоминание ли это и нам, «солидным» критикам, о том, что серьезность и зубодробительный академизм — вовсе не синонимы? Что глубину разговора можно и нужно сочетать с яркостью стиля. Что именно так разговаривали с читающей публикой Шуман, Чайковский и другие великие знатоки музыки, когда брались за критическое перо. А возвращаясь к любителям интернет-стеба... Может быть, Юрий Башмет отважится на конференцию в Сети? Допустим, на сайте собственного фестиваля. Ему, опытнейшему артисту, за словом в карман не лезть. Но это уже, наверное, история для следующих фестивалей.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 34592
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8130
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4877
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4564
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4028
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 3976
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 3949
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...