Штрафы могут привязать к размеру минимальной оплаты труда, с такой инициативой выступил глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов. Так парламентарий отреагировал на вероятное увеличение денежных санкций для водителей в проекте нового административного кодекса. КоАП пока на стадии обсуждения, в окончательном варианте документ вступит в силу в 2021 году.
Среди наиболее резонансных мер наказания проект кодекса предусматривает шестикратное повышение штрафов за нарушение скорости (до 3000 рублей в лучшем случае), лишение прав за отказ остановиться на сигналы инспектора и гаишника, а также за три «грубых» нарушения в течение года. Скидки на оплату штрафов сохраняются.
«В связи с опубликованными новыми штрафами, особенно для водителей, с учетом безобразно работающей системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, предлагаю вернуться к теме привязки максимального штрафа для физических лиц к определенному проценту от минимального размера оплаты труда», - приводит РИА Новости слова Нилова.
Максимальный штраф не может быть выше половины от уровня МРОТ, заключил он. В 2020 году показатель минимального уровня оплаты достиг 12 130 рублей.
Если штраф за превышение скорости действительно доберётся до 3000 рублей, человек потеряет четверть минимальной зарплаты, рассуждает парламентарий. Зачастую такой штраф можно получить из-за нарушений властей и дорожных служб: достаточно оказаться на «трассе, где безобразно организовано дорожное движение, знаки противоречат разметке и установлены ловушки». Нилов призвал вернуться к старой системе исчисления санкций. До 2007 года суммы штрафов зависели от МРОТ. Тогда минимальная оплата труда составляла 1100 рублей, соответственно, штрафы начинались от 100 рублей. Более десяти лет в РФ административные штрафы не должны быть выше 5 тысяч рублей за рядом многочисленных исключений.
«Привязка штрафа к МРОТ — это здравая мысль. Штраф не должен превышать МРОТ, но только в исключительных случаях, когда речь идет об общественно-опасных нарушениях», - согласился с депутатом координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов (цит. эфира радио «КП»). Ожидаемое повышение штрафов составит как минимум 600 млрд рублей в год, что превышает сборы по ОСАГО и транспортному налогу, добавил он. Если же число камер на дорогах увеличится вдвое, то годовая сумма штрафов достигнет триллиона рублей, подсчитал эксперт.
Иначе думает член координационного совета общественной организации «Свобода выбора» Александр Холодов. «В наших реалиях не стоит увязывать штрафы и МРОТ. Мы отошли от старой системы отчасти из-за появления скидок на уплату штрафов. К тому же в России на МРОТ много чего завязано: от зарплат до налогов. И он не всегда поднимается пропорционально прожиточному минимуму и реальным доходам», - сказал эксперт порталу TRUD.RU. У нас минимальная оплата труда не совсем экономический маркер, добавил он. Депутатам нужно изучить прошлый опыт и разобраться, почему много лет назад Россия отошла от привязки штрафов к МРОТ, уверен Холодов. По его мнению, ожидаемый рост штрафов только во вторую очередь преследует идею наполнения казны. «Себестоимость процедур взыскания штрафа в 500 рублей в среднем обходится государству в две тысячи. Рано или поздно размер штрафов должен был подобраться к расходам на их контроль. Это главное, на что опираются законодатели. Безопасность движения здесь на последних местах», - заметил специалист. На финальном этапе КоАП могут смягчить: если чиновники столкнутся с серьёзным неприятием заявленных санкций, предположил автоюрист.
Увязывать штрафы и МРОТ имело смысл, когда курс валюты «прыгал», сказал автоэксперт и партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его мнению, в последние годы курс рубля спокойный. «Во всех нормальных странах с устойчивой валютой штрафы устанавливают в деньгах. Привязка к МРОТ — это признак нестабильности валюты и неверие в свою валюту», - заявил эксперт изданию iReactor. Увеличивать штрафы есть резон только за проезд на красный свет, в ддругих случаях и без того достигнут предел, уверен Моржаретто.