Удивительное — рядом. Точнее — совсем рядом, в московском микрорайоне Текстильщики, где в культурном комплексе «Москвич» идет премьерный детский спектакль «Затерянный мир» в постановке известного клипмейкера, шоумена, драматурга и кинорежиссера Юрия Грымова. Я-то думал, что вывел на «просветительское мероприятие» внука Егора, но сам получил удовольствие никак не меньшее, чем 11-летний отрок, который, впрочем, тоже на три часа забыл про любимый айфон и обожаемые им компьютерные стрелялки. Потому что на сцене творится такое...
Там, например, стены уютных английских домиков в мгновение ока превращаются то в трюмы, то в палубу кренящегося корабля. Там на все пространство огромной сцены с тяжелым хрустом падает тропическое дерево, по которому группа путешественников, опасаясь каждую секунду свалиться в пропасть, перебирается в Затерянный мир. А там, в таинственном и полном опасностей Затерянном мире, куда ранее не ступала нога белого человека, как принято было писать в те века, дымят вулканические гейзеры, ползают коварные змеи, снуют гигантские обезьяны, а потом сцену и вовсе оккупирует стадо динозавров. Причем каждая из рептилий, будь то тираннозавр, игуанодон, стегозавр, диплодок, трицератопс, предстает перед ошеломленными зрителями едва ли не в натуральную величину...
Юрий Грымов положил в основу спектакля фантастическую повесть Артура Конан Дойла «Затерянный мир» про путешествие ученого Челленджера в малоисследованные на тот момент дебри Южной Америки, где его пеструю команду ждут всевозможные приключения и чудеса. Все знают британского классика по блистательному детективному циклу о Шерлоке Холмсе, буквально постранично экранизированному во многих странах, в том числе и в России. «Затерянному миру» повезло с инсценировками и экранизациями не столь сильно. Виной тому — как раз те самые динозавры, для воссоздания которых на киноэкране нужны колоссальные финансовые средства.
В театре эту задачу решить еще труднее, ведь не во всякого ящера, сшитого из пыльной театральной ветоши, поверит современный ребенок. Юрий Грымов и его соратники потратили, по их словам, три долгих года, чтобы с учетом новейших научных разработок создать жизнеподобные, скажем так, модели гигантских рептилий, которые производят на юных зрителей неизгладимое впечатление. Неслучайно на представлении не слышалось привычной ребячьей возни, никто не куксился и не просился домой, зато аплодисменты и восторженные детские возгласы то и дело прерывали течение спектакля.
Изобретательные декорации, отдаленно напоминающие образный мир фильма «Аватар», брызжущая сугубо сценическими находками фантазия Юрия Грымова, эффектная игра света и цвета, энергичная музыка, точная игра слаженной команды актеров, наконец, гуманистическая и неизменно актуальная мысль Конан Дойла об ответственности человека перед хрупким миром живой природы — вот слагаемые успеха этого динамичного, высокотехнологичного, живого и очень современного спектакля. Который я бы смело рекомендовал детям разных возрастов — от 8 и до 80 лет.