Росавиация продолжает разбираться с клубком проблем авиаперевозчика «ВИМ-Авиа», чье фактическое банкротство в конце сентября испортило отдых десяткам тысяч россиян.
По последним данным, общий долг компании составляет около 10 миллиардов рублей. Об этом в понедельник, 2 октября на пресс-конференции сообщил глава авиационного ведомства Александр Нерадько.
«Общая кредиторская задолженность, по нашим оценкам — около 10 млрд рублей, из которых 7 млрд — кредиторская задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами, топливно-заправочными комплексами», – цитирует его слова REGNUM.
Нерадько отметил, что некоторое время авиакомпания поддерживала свою деятельность с помощью кредитов в коммерческих банках. Крах наступил после того, как ей перестали давать взаймы.
Сентябрьский коллапс
25 сентября поставщики горючего перестали заправлять самолеты «ВИМ-авиа» в долг, и компания вынуждена была прекратить выполнение чартерных рейсов. При этом руководство перевозчика не посчитало нужным предупредить пассажиров о надвигающихся проблемах, и в результате тысячи россиян на несколько суток застряли в аэропортах. Всего же компания продала около 190 тысяч билетов.
Хуже всего пришлось людям, застрявших в зарубежных аэропортах, от Турции до Китая: сентябрьский отдых большинства из них на несколько суток превратился в кошмар. Власти среагировали, только когда ситуация стала напоминать катастрофу среднего масштаба. Правительство выделило из Резервного фонда 98 миллионов рублей на заправку самолетов «ВИМ-Авиа», часть пассажиров согласились вывезти авиакомпании «Ямал» и «Ютэйр», за некоторыми пришлось посылать самолеты президентского пула. Также к эвакуации подключились «Уральские авиалинии», i-Fly, Red Wings, Nordstar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».
Операция по вывозу пассажиров «ВИМ-Авиа» должна завершиться 2 октября.
Халатность правительственного уровня
Вопрос о том, почему такое могло произойти, как компания, стоящая на краю гибели, могла продать сотни тысяч билетов и заправлять самолеты под честное слово – похоже, заинтересовал не только обозревателей, но и главу государства. 27 сентября Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и пригрозил лишить вице-премьера Аркадия Дворковича полномочий по регулированию гражданской авиации.
Недовольство президента вызвала и система контроля, отстроенная Минтрансом, и поведение зампреда правительства. «В одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят? – возмутился президент. – Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается, и мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование».
Днем ранее Соколов отмечал, что Минтранс не намерен спасать «ВИМ-Авиа». «Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу», – пояснял министр.
После нагоняя от президента кабмин несколько изменил свое отношение к проблеме, рассудив, что, застрявших в аэропортах пассажиров спасать надо, и самолеты «ВИМ-Авиа» подходят для этого не хуже других. Только тратиться на их заправку придется не владельцам компании, а российскому бюджету.
Бизнес - дело семейное, бега тоже
К настоящему моменту правоохранительные органы задержали генерального директора авиаперевозчика Александра Кочнева и главбуха компании Екатерину Пантелееву. В Следственном комитете журналистам сообщили, что в ближайшее время им будет предъявлено обвинение по статье «Мошенничество». Следователи полагают, что Кочнев и Пантелеева причастны к хищению средств пассажиров.
А вот владельцев компании, Рашида и Светлану Мурсекаевых, задержать не удалось: еще 26 сентября предприниматели бежали из России. «Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, и по имеющейся у следствия информации находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», – говорилось в сообщении СК РФ. По имеющимся данным, предприниматели улетели в Стамбул.
Между тем, согласно собранным СМИ сведениям Мурсекаевы готовились к краху своего бизнеса, и возможно, целенаправленно разоряли авиаперевозчика. Издание Life сообщает, что за месяц до краха «ВИМ-Авиа» консалтинговая компания Мурсекаева была обанкрочена его партнером Сергеем Галаном. Тогда же дочка предпринимателя Анна Амбросова продала свою топливную компанию «ФТ интернешнл». Издание отмечает, что компания была «создана» девушкой, когда та училась на четвертом курсе МГИМО, и уже через два года показала прибыль в 2,5 миллиарда рублей.
Также была обанкрочена фирма, управлявшая финансами авиаперевозчика. В ее ликвидации снова принял участие давний партнер Мурсекаевых Галан.
Источники Life в правоохранительных органах полагают, что деньги от продажи активов семья выводила в Люксембург, где у полного тезки зятя Мурсекаева обнаружилась офшорная компания.