Главная Культура 13:26 02 Октября 2014 1252
«Наш оркестр стоил 63 копейки»

 Главный дирижер российского кино и его оркестр вместе справляют свои юбилеи

Виктория Ляховец

Государственному симфоническому оркестру кинематографии сегодня исполняется 75 лет, Сергею Скрпике через два дня – 65 лет. Под его дирижерскую палочку летал «Мохнатый шмель», Людка Калугина из «Служебного романа» впервые влюбилась, а робкий интеллигент Андрей Бузыкин в «Осеннем марафоне» все никак не мог сказать правду самому себе. Каково это, управлять не только оркестром, но и эмоциями людей, - об этом Скрипка рассказал корреспонденту «Труда».

-- Сергей Иванович, вы пришли в оркестр в 1977 году. Почему внештатным дирижером?

-- Когда я впервые появился в оркестре, в штате там было семь дирижеров и около 150 музыкантов, которые могли работать сразу в трех местах: два полных симфонических состава плюс камерный ансамбль. Несмотря на это, киностудии неделями стояли к нам в очереди, ждали записи. Так вот, у этих штатных дирижеров были лимиты – 80 минут записи в месяц. И ни минутой больше. Они свои 960 годовых минут могли исчерпать за пару-тройку месяцев – потом сидеть и ничего не делать. И тут выходил я весь в белом, не связанный никакими минутами… Особенно в конце года на меня большой спрос был (смеется).

-- Тогда было семь дирижеров, сейчас – вы один…

-- Да, работы, к сожалению не очень много. Я мог бы еще столько же делать… Все разговоры, что киноискусство возрождается – пока именно разговоры. Ведь недаром говорится – кинопроизводство. Да, кино – производственный процесс, завязанный на массе всяких смежников. Что касается нашей области: существовал институт музыкальных редакторов. Они представляли, какой композитор нужен, заказывали музыку, композитор играл эскизы, режиссер говорил: «Это же полная чушь!». А редактор тихо композитору: «Вот здесь так, а здесь так». Композитор играл практически то же самое, режиссер: «Ну вот, совсем другое дело!».

-- Режиссеры - такие… наивные?

-- (смеется) 90 процентов режиссеров… Ну ладно, 80 – ничего не понимают в музыке. Не может человек быть равновелик во всех областях. Это почти нереально. Для этого и были музыкальные редактора. Я работал с великим редактором Раисой Александровной Лукиной. А была еще Минна Яковлевна Бланк. У каждой – свой круг композиторов. И не дай бог кто-то из них сделает фильм с другим редактором. Измена! Обида! Они знали возможности всех исполнителей. В «Маленьких трагедиях» Швейцера – помните, там феноменальная песня Мэри, и голос такой… мертвый: Валя Игнатьева. Где ее Раиса Александровна нашла?.. И Валентину Пономареву в «Жестокий романс» она привела.

Кстати, один великий режиссер, с которым я работал, начиная с фильма «Гараж», любил повторять: «Я ничего не понимаю в музыке». Хотя снял и «Карнавальную ночь», и «Жестокий романс»… А Георгий Данелия, напротив, лезет в каждую ноту, ну в каждую. Когда мы «Кин-дза-дзу» записывали, Гия Канчели не выдержал: «Я не понимаю, что этот шакал от меня хочет – разбирайтесь сами». Это надо знать Канчели – совершенное спокойствие. Но вообще с Данелией работать – это такое счастье! Он уникум. Слушает, что ему говорят, и делает все наоборот. Во всяком случае, на недавнем мульте «Кин-дза-дза» (мы ее записывали) так было, и получился фильм!.. А есть режиссеры, которые вообще на запись не приходят. Многие молодые сейчас так делают. Правда, есть и исключения. Например, Сергей Урсуляк. Хотя какой он молодой – еще старая школа. А еще – Николай Лебедев. Удивительный, тонкий человек. Я с ним работал и на «Звезде», и на «Волкодаве», и на «Легенде № 17».

-- Принято считать, что без музыки кино нет.

-- Любой подход имеет право на жизнь. Вот был такой режиссер Райзман. У него одна нота – вибрафон ударил в начале титров – и всё. А фильмы снимал выдающиеся! Или Коппола с его «Апокалипсисом». Как у него решен эффект, который нас всех в свое время убил! Идет фильм, какие-то звуки странные – папа его, Копполы, чего-то там набросал на синтезаторе. Идут герои по джунглям, звучит какая-то мерзость… А потом, когда вертолеты летят и все живое поливают свинцом – с экрана обрушивается роскошный симфонический Вагнер в тогда еще новой системе «долби». Дыхание перехватывает! А нынче мы включаем телеэвизор и слушаем без конца пластмассовую музыку. Приглашается якобы композитор, и ему говорят: сделай, как в «Скорой помощи»… И вот у нас из каждого утюга «Скорая помощь». Я знаю одного звукорежиссера, он просто вырезал разные куски, давал композитору: сделай вот так. Фильм вышел. Когда спросили, кто автор музыки, он сказал: «Союз композиторов».

-- Режиссеры – понятно. А композиторы?

-- Все разные! Геннадий Гладков – очень требователен, Андрей Петров – о-о-очень интеллигентный был. Спрашиваешь: «Как вам, вот здесь вроде что-то не так». А он: «Нет-нет, все нормально». Отказать ему было невозможно. А Эдуарду Артемьеву с Никитой Михалковым – им вообще никто не нужен, ни музыкальный редактор, ни дирижер (смеется). Гладков, Петров, Артемьев – это золотой фонд. И где, спрашиваю, ваш нынешний «союз композиторов»?.. Есть, конечно, хорошая молодежь – Айги, Васильев, Шелыгин. Еще несколько имен могу назвать. Может, просто еще не прислонились к своему режиссеру.

-- Принцип записи в кино советском и зарубежном отличался?

-- Очень. У нас оркестр стоил заказчику 63 копейки в час. Принесет режиссер готовый материал, а там, где было 5 минут, стало 2, где полминуты – полторы. Вот мы прямо в студии – здесь повторим, здесь сократим. Записали один номер за смену – ну и ладно: все равно 63 копейки! В западном кино такого не было. Все ноты уже «уложены» специальным человеком до записи, расставлены клики…

-- Это что?

-- Это как метроном: здесь герои побежали, здесь взрыв, здесь поцелуй. Сейчас мы тоже так работаем, это легче. Хотя кто его знает, как лучше. Все наши великие фильмы были записаны без кликов.

-- Да и вы с оркестром уже девятый сезон ведете абонемент «Музыка в кино» в зале им. Чайковского без всяких кликов, и билеты спрашивают от метро. Что будет в этом сезоне?

-- Во-первых, 3 октября наш юбилейный вечер: 90 лет оркестру. Много наших друзей придет. Будут вечера, посвященные Татьяне Пельтцер, к 80-летию Геннадия Гладкова, музыка Голливуда, уже прошел вечер Татьяны Лиозновой. Еще очень жду 23 апреля – программу «Поговорим о любви». Такой киноконцерт, но пока рассказывать о его секретах не буду. В Олимпийской деревне новый для нас зал будем осваивать, дадим три концерта нового абонемента «Параллели: композитор – режиссер». Например, Рота и Феллини, Рязанов и Петров. Отделение – наши, отделение – западные.

-- Что вас связывает с городом Жуковский?

-- Все. Я там оркестром руковожу с 1975 года. Почетный гражданин города… Начал еще студентом консерватории. Раньше во многих подмосковных городах были симфонические оркестры. Вот и в Жуковском в 60-е построили очень симпатичный Дворец культуры, с хорошей акустикой, и подумали – почему не быть своему оркестру: город интеллигентный – авиастроители, ракетчики. Потом в большинстве таких городов оркестры исчезли, а Жуковский его сохранил.

-- Возвращаясь к оркестру кинематографии. Говорят, ваши музыканты могут любую музыку играть с листа, без репетиций.

-- Да, мы такая пожарная команда: рукава, брандспойты – все носим с собой. Можем играть в любом жанре.

-- Как отбираете людей?

-- Ну, опыт уже какой-то есть, могу человека сразу раскусить. Не всех, разумеется – иначе работал бы в другом месте – разведчиков отбирал.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 20210
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 12392
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 10845
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 10601
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?