В переулках старой Москвы, между Петровкой и Большой Дмитровкой, есть знаменитая столичная школа — бывшая 170-я, а ныне № 2054. Сегодня ее порог впервые переступят 57 первоклашек. Могу спорить: многие из них обязательно вырастут в большие таланты. Такие уж тут стены...
Эту школу прославили десятки звездных учеников. Актеры Василий Ливанов и Андрей Миронов, Наталья Защипина, Илья Рутберг и его дочь Юлия, дирижер Евгений Светланов и композитор Геннадий Гладков, режиссеры Марк Розовский, писатель Эдвард Радзинский, художник Борис Мессерер... А еще один выпускник, журналист и писатель Анатолий МАКАРОВ, посвятил альма-матер свой роман «Жилплощадь». Мы попросили его поделиться воспоминаниями.
— Я стал первоклассником ровно 70 лет назад. Конечно, буду отмечать такую славную дату, и, слава богу, не в одиночестве. Нас, одноклассников, еще хватает. И мы встречаемся, чтобы вспомнить своих друзей и наставников. Например, первую учительницу Александру Дмитриевну Антонову. Нам вообще с учителями повезло, сколько личностей было!
Очень демократичными были у нас отношения с педагогами — мы свободно разговаривали о чем угодно. Василий Васильевич, математик, выпускник Петербургского университета, мог наизусть прочесть всего «Евгения Онегина». Вся Москва знала Сан Саныча Пластинина, преподавателя литературы, по своему уровню — университетского профессора. Он в те годы, когда эти поэты не приветствовались, читал нам Есенина и Блока...
Один из лучших поэтов послевоенного времени, наш школьный товарищ Владимир Соколов назвал эту школу лицеем на Пушкинской улице. Расположилась она в окружении трех известных московских театров: Музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко, филиала МХАТа и цыганского театра «Ромэн». Да и Большой с Малым, и Центральный детский театры были неподалеку. Высокое искусство витало в воздухе! Им дышали все. Треть учеников были дети художественной интеллигенции, остальные — послевоенная безотцовщина. И у меня все погибли, кроме мамы и двоюродных дядей.
Из школьных воспоминаний на особом месте стоит март 1953 года, когда мы, пацаны, всеми правдами и неправдами старались проникнуть в Колонный зал на похороны вождя. С дворовыми друзьями отыскали лазейки, позволяющие обойти многокилометровую очередь. Через квартиру, в которой я жил, и дальше через двор, выходивший прямо к Георгиевскому переулку, можно было проникнуть к цели. Этот наш дом на улице Пушкинской, 12, к счастью, сохранился до сей поры. А тогда мы с ребятами устраивали состязания, кто больше раз пройдет мимо сталинского гроба.
Из нашего 1-го «А» вышло немало ученых. Упомяну, к примеру, ныне здравствующих Алика Бабакова, доктора биологических наук, после окончания Физтеха проявившего себя на ниве изучения стрессоустойчивости растений, Витю Быкова, замдиректора ВИНИТИ (Института технической информации), авторитетнейшего специалиста в области расследования авиапроисшествий, остроумнейшего Володю Кофмана, Учился в нашей школе и внук Дмит-рия Ульянова Володя. Помните знаменитое фото вождя с Надеждой Константиновной и племянником Витей в Горках? Так вот, тот Витя — отец Володи.
Отдельный разговор, конечно, об Андрее Миронове. Он на фоне множества школьных талантов не особо выделялся, хотя его родителями были известными артистами, и сам он много играл в школьном драмкружке. Мне тоже приходилось выходить с Андреем на сцену. В 1957-м в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, и мы придумали смешной скетч про сдачу экзаменов школьниками разных стран. О чем даже написала «Учительская газета»: «Дружным смехом и аплодисментами реагировали зрители на пантомимические сценки, показанные девятиклассниками 170-й школы Андреем Мироновым и Анатолием Макаровым». Нас приглашали на утренники и вечера, довелось выступить и на сцене Центрального детского театра.
Да, много всего было в нашей школьной жизни — яркого, веселого, интересного. В одну книгу не вместится...