Анатолий МАРКУША, писатель:
- Почему-то почти каждая программа новостей начинается таким оглушительным интермеццо, что ведущего почти не слышно. Спрашивается, для чего такая музыка?
И еще: визгливую куклу-свинью и ее глуповатого напарника-зайца вывел на экран Л. Новоженов. Но вот он исчез, и его подопечные пошли по рукам М. Осокина, В. Кара-Мурзы, В. Шендеровича, Ю. Бордовских. Заметно: ВСЕХ ведущих поведение кукол смущает. Для чего ТВ-6 держится за эту малопочтенную передачу?
В 00 часов на 26 июля по черному экрану прошла строка: "Памяти В. Высоцкого". Фактически дата уже минула, когда он появился и запел. Он пел, а недоумение и обида смешивались в одно чувство: пленка была едва ли не любительская, никто не сказал доброго слова об исполнителе - самом народном артисте России. Его посмертные выступления четырежды прерывали рекламой (ночью, для чего, для кого?) Потом Высоцкий поклонился нам в пояс и ушел в темноту. "Что имеем, не храним, потерявши - плачем", - подумалось мне. И все-таки спасибо ТВ-6, единственному, кажется, каналу, хоть как-то отметившему годовщину смерти Высоцкого.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Жгучий стыд за наше варварство вызвал сюжет, показанный в "Вестях" (РТР). Многочисленная группа западных добровольцев приехала на Байкал убирать с его берегов мусор: банки, полиэтиленовые бутылки и всяческие отбросы. Загрязнение байкальских берегов стало опаснее работающего там бумажного комбината! И так - повсюду. Россия превращается на глазах в гигантскую свалку отходов: все города и посады, обочины дорог, берега рек и озер, подлески, побережья морей завалены использованной тарой и мусором. В постсоветское время нас, кажется, учили всему: воровству, разборкам, сексу, пошлятине шоу-бизнеса, гомосексуализму, аморальности и всяческим "правам человека". Не учили лишь социальной ответственности и бережному отношению к родимой земле. Тем временем потребление товаров, от которых в гомерических количествах остается нигде не перерабатываемая тара, возросло у нас в сотни раз. А социальная дисциплина свелась к нулю. И в результате - загаженные пространства.
На прошлой неделе я побывал в Иркутске и наблюдал по ТВ выборную борьбу за кресло тамошнего губернатора. Демократия по-российски: компромат, грубость, фальшь, передерги, самореклама. Все идет в ход: даже кадры из фильма "Обыкновенный фашизм". Так что захламление земли - следствие захламления умов и сердец на российских весях. Ельцинизм поставил крест на надеждах на моральное воскрешение общества в послекоммунистическую эпоху. Нашу землю теперь приезжают очищать от мусора иностранцы. Но кто очистит от хлама наше сознание, кто исправит его "антисанитарное состояние"?
Леонид МАРЯГИН, кинорежиссер, народный артист России:
- Не каждый повтор в программе ТВ - необходимость, не каждая глава в передаче Леонида Филатова - удача. Этого не скажешь про повтор передачи об А. Эйбоженко на первом канале. Заснятая в 1998 году, она до сих пор не утеряла своей эмоциональности из-за неординарных актерских качеств "виновника" передачи и благодаря тонким, умным воспоминаниям о нем актеров Э. Романова, Е. Лазарева, М. Коршунова, режиссера П. Фоменко и других участников программы. При этом повествование не было приторным, несло в себе интонации конфликтности, которые стали дополнительным манком для телезрителей.
И еще об одном нововведении на первом канале. При засилье безразмерных рекламных вставок во время демонстрации фильмов, когда зритель забывает предшествующий рекламе эпизод, ОРТ теперь продолжает показ фильма после рекламы с его заглавного титра, размещенного в углу кадра. Хотя бы таким образом сидящие у ТВ возвращаются к прерванному кинодействию. Неплохо было бы это новшество перенять и другим каналам.
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- Писателю Виктору Астафьеву красноярская Дума отказала в специальной пенсии. ТВ сообщило, что это происки коммунистистов. Возможно. У Виктора Петровича с компартией, несмотря на его давние госпремии и награды, сложные отношения. Но на случившееся стоит посмотреть и под другим углом зрения. У прославленного писателя, автора десятка книг, одного из бесспорных моральных и художественных авторитетов страны, нет денег на достойную жизнь. Согласимся, что в перестройку писателю наворовать и присвоить себе госсобственность было труднее, чем другим. Некоторые, правда, отличились и здесь. Но не все. И тогда вопрос: что же это за государство, в котором пенсионное дело элиты такого уровня решается лишь частным образом? Великих пенсионеров так немного, что о них стоило бы побеспокоиться специальным президентским указом. Их наберется немного в литературе, театре, музыке. А как, кстати, обстоят пенсионные дела у прославленных коллег Астафьева Василия Белова, Юрия Бондарева, Петра Проскурина, Виктора Розова, Григория Бакланова?.. Можно составить комиссию из авторитетных людей. Но только не по принципу, по которому составлялись разные другие комиссии - они на слуху, иначе здесь будут исключительно "свои люди"...