Главная Работа Учеба 06:05 02 Июля 2013 2722
Кошмар без конца или кошмарный конец?

Министр Ливанов предлагает для Российской академии наук вариант №2

Валерий Купцов, физик

Такое не могло бы привидеться и самым яростным критикам устройства нашей академической науки – если говорить о тех критиках, кто отличает божий дар от яичницы. Да, они крыли руководство РАН жестко, били наотмашь и за дело – за неповоротливость и застой, за непрозрачность финансовых потоков, за келейность в принятии решений. Но никто из них не желал академии физической смерти! А теперь, получается, ее приговорили. Без шума и пыли, как говорил шеф...

На словах все понимают: наука – только инструмент здоровой экономики, которая неспроста теперь называется экономикой знаний. Она без науки не живет, она оплодотворяет науку, лелеет и кормит ее, вдохновляет и гонит науку вперед, к открытиям, меняющим мир. Но если у вас в стране почти нет производства, то чего вы ждете от науки? Когда хороший физик получает меньше икеевского грузчика – чего вы ждете от этого физика? При этом хор голосов требует рентабельности от академической науки. А государственные деятели, давно забывшие и школьный курс физики, проталкивают в академики всяких проходимцев…

Но из всех мыслимых выходов придуман и предложен действительно кошмарный. На наших глазах становится явью удушение РАН, причем спланировано оно на манер операции спецназа в тылу противника. И со скоростью фантасмагорической: в минувший четверг из стенограммы заседания правительства страна узнает о существовании некоего законопроекта, подготовленного в недрах Минобрнауки: «О реформировании системы государственных академий наук», который, по словам главы кабинета Дмитрия Медведева, даст наконец ученым возможность «заниматься исследованиями и избавит их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством».

Страна – в буквальном смысле. Не только сами академики, ученая братия и объект реформы, но даже и наиболее приближенные к Ливанову члены Совета по науке Минобрнауки и члены его же Общественного совета именно в этот момент и услышали о законопроекте впервые – как какой-нибудь слесарь Вася или общеизвестная довлатовская Зина. А уже в пятницу он был внесен в Думу, и комитет по науке и наукоемким технологиям рассмотрит его уже завтра!

При этом правительство нарушило процедуру, утвержденную не только собственным постановлением №851 от 25.08.2012, согласно которому «в случае разработки (органами исполнительной власти) проектов федеральных законов по вопросам ... проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии должно иметь место общественное обсуждение сроком не менее 60 дней», но и Указом президента РФ № 601. Что, по всей видимости, нашей Думе не помеха. Председатель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов просто уверен: «При определенной политической воле депутаты могут успеть принять законопроект до конца весенней сессии». То есть во всех трех чтениях в течение одной июльской недели.

Стахановские темпы!

Суть проекта такова. Три крупнейшие российские академии наук – «большая», то есть РАН (ежегодный бюджет 3 млрд долларов), сельхоз- и медицинских наук (вместе – еще около 400 млн долларов) – будут ликвидированы уже в текущем году, а деятельность всех их подразделений потом будет подвергнута анализу. После чего правительство утвердит три перечня организаций: одних передадут специальному Агентству научных институтов РАН (здесь-то чиновники и «избавят» ученых от несвойственных им функций управления имуществом), других – в ведение «иных федеральных органов исполнительной власти», третьих «реорганизуют».

Бывшие же члены этих академий смогут вступить в новое «общественно-государственное объединение». Его назовут «Российская академия наук», но лишат всех подведомственных научных организаций. Чтобы она стала «клубом выдающихся ученых, ведущих научную, экспертную, популяризаторскую деятельность». Государство же, по замыслу реформаторов, поддержит его деньгами, обеспечит реальную независимость и будет использовать его экспертные функции. Не напрямую, разумеется, а тоже через чиновников еще одного нового госучреждения – «Аппарата РАН».

При этом члены-корреспонденты исчезнут как класс – все дружно станут академиками; уйдет в прошлое и деление академиков на «больших», «сельхозных» и «медицинских». А уровень их доходов взлетит на небывалую высоту: «даже до 100 тысяч» рублей, как посулил министр Ливанов. О степени проработанности проекта можно судить по реплике другого министра, нового главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который заявил буквально следующее: «Точных расчетов стоимости реформы пока не проводилось».

РАН, конечно, бурлит. Новоизбранный глава Российской академии наук Владимир Фортов, у которого есть собственная программа реформ, был новостью просто потрясен, попав в идиотское положение. Однако быстро взял себя в руки и заявил: «Мы не собираемся сидеть сложа руки». Он считает, что проект Ливанова, который фактически повторяет американскую модель организации науки, чреват для нашей страны большими потерями, что его принятие парализует работу институтов (а это более 140 тысяч ученых!). И призывает власти не спешить, вместе сесть за стол и принять оптимальное решение.

Тем временем на академиков обрушился шквал обвинений. «Давно пора разогнать старых маразматиков, не знающих, с какой стороны подойти к компьютеру» – это, поверьте, не самое грубое высказывание так называемых «представителей общественности». Артподготовка! Да и в рядах самих академиков нет единства. Дважды лауреат Государственной премии и лауреат медали Дирака академик РАН Владимир Захаров и академик РАН Валерий Рубаков, оба из наиболее цитируемых российских ученых, заявили, что вступать в новую Академию наук не намерены. Зато академики РАН ректор МГУ Виктор Садовничий, глава РФФИ Владислав Панченко, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков и первый вице-президент РАМН академик Михаил Пальцев уже сообщили о своей «поддержке реформы в целом».
Широкая же академическая общественность отводит душу в Сети и пишет коллективные письма в инстанции. Необходимость перемен признают все, но все возмущены варварским способом, который был выбран для их проведения. Важнейшее для российской науки преобразование предлагается принять в пожарной спешке, без какого-либо обсуждения не только с широкой научной общественностью, но даже с советами и организациями, специально для этого предназначенными.

Например, такими как Совет по науке и Общественный совет Минобрнауки, которые обнародовали собственное заявление. В нем они указывают на серьезнейшую системную проблему, которую создаст принятие законопроекта Ливанова: «Передача управления научными институтами чиновникам и управленцам, в большинстве своем не представляющим себе реальные задачи и нужды научной работы, приведет к массовому падению результативности научной деятельности институтов и лабораторий и конкретных ученых... Опыт развитых в научном отношении стран показывает, что наиболее эффективным методом управления научными исследованиями является самоуправление научного сообщества; лишь это сообщество способно выдвигать из своей среды специалистов, обладающих необходимым научным авторитетом и специфическими навыками управления наукой, которые невозможно приобрести за его пределами».

Такой тип управления принят, к примеру, «Обществом научных исследований имени Макса Планка» (Германия) и «Национальным центром научных исследований» (Франция), где управление институтами осуществляется научным сообществом и конкретно учеными с мировым признанием. И вряд ли в ведомстве господина Ливанова найдется «эксперт», который усомнился бы в их научной состоятельности.

Именно здесь следует искать ключ к будущей реформе: в понимании того факта, что чистой науки не существует, что настоящая наука – это всегда ресурсы, недвижимость, закупки оборудования, командировки. Все стороны понимают: кто управляет активами, тот управляет и учеными. Диктует им, что надо делать, а что нет, какой тематикой заниматься сегодня, а какой завтра. Но все ли осознают, что от того, будет ли этим человеком истинный ученый, который понимает логику науки, или недоучка с трехклассным образованием и ворованным дипломом, зависит все – и успех реформы, и будущее страны? 

Осознают? Все? Но тогда, черт возьми, почему такая секретность и отчего такая спешка?

P. S. Вчера поздно вечером закончились внеочередные общие собрания всех отделений РАН. Главный вопрос повестки дня – созыв внеочередного собрания Академии.

Учительница русского языка из подмосковных Химок поплатилась за свое чувство юмора

Артем Скворцов
Труд
Kадры видео из Telegram-канала Mash

Чувство юмора ценится не всеми, не везде и не всегда. Эту истину может усвоить на собственном опыте учительница русского языка из подмосковных Химок. Там случился форменный скандал, грозящий педагогу оргвыводами....

Ежегодно 5 октября во всем мире принято чествовать преподавателей и наставников 

Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Президент РФ Владимир Путин поздравил российских педагогов и наставников с предстоящим Днем учителя и с прошедшим Днем работника среднего профессионального образования. «Начало октября – время, когда мы традиционно чествуем преподавателей,...

Учеба 00:02 / 18 Октября 2024 6064
Погружение в профессию

«Роснефть» создала эффективную систему подготовки кадров для своих предприятий

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Участие работодателей в образовательном процессе крайне важно для подготовки качественных специалистов. Чтобы программы обучения соответствовали реальным потребностям экономики, российский бизнес включается в подготовку кадров на самых...

В этом вопросе, отметил глава РФ, необходимо считаться с условиями, в которых сейчас живет общество, в том числе с развитием гаджетов и интернета 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин в ходе общения с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года» в четверг, 3 октября, предложил подумать, какие дополнительные меры могут помочь повышению культуры речи в России на фоне всеобщей цифровизации. «Государство...

Также зампред Совбеза подчеркнул, что нужно полностью исключить пребывание в стране иностранцев, представляющих угрозу безопасности 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Российским школам пора заканчивать принимать на обучение детей мигрантов, не знающих русского языка: из-за этого страдает общий уровень образования. Об этом в четверг, 31 октября заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий...

Профильный комитет нижней палаты парламента отклонил соответствующий законопроект

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы отклонили законопроект, предлагавший отменить обязательную сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и предоставить выпускникам школ право выбора между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами. Как сообщает...

Президент РФ и столичный мэр угостились эспрессо в кофейне инновационного колледжа для операторов беспилотников в индустриальном парке «Руднево» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин ответил шуткой на вопрос журналистов, за чей счет выпил кофе с мэром Москвы Сергеем Собяниным в столичном индустриальном парке «Руднево». Об этом сообщает издание Life в своем Telegram-канале. В...

Соответствующее предложение на заседании Совета по поддержке русского и других языков народов РФ поддержал Владимир Путин 

Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Министерство просвещения РФ планирует разработать государственные учебники по русскому языку и родным языкам народов РФ, как и по всем обязательным школьным предметам. Об этом во вторник, 5 ноября сообщают «Ведомости» со ссылкой...

По словам президента, при этом нужно учитывать реальные потребности при трудоустройстве

Фото: Наталия Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин предложил закрепить уровни владения русским языком для мигрантов с учетом реальных потребностей при трудоустройстве. Об этом сообщает «Интерфакс». «Общие правила в части знания русского языка...

Госдума рассмотрит законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски

Гузель Агишева
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

20 ноября в Госдуме будет рассмотрен странный (так это будем называть) законопроект: не брать в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски. Решила почитать, что же думают о нем педагоги и директора...

Председатель Госдумы предложил парламентским комитетам подумать об этом

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил парламентским комитетам обсудить вопрос целесообразности сдачи Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса, если школьник собрался поступать в колледж или техникум. «Зачем...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?