Главная Культура 00:20 02 Июня 2017 2632
Я – не классик

Андрей Битов, «крестный отец» постмодернизма в отечественной литературе, отметил 80-летие

Виктория Пешкова

Один из создателей легендарного альманаха «Метрополь», президент российского ПЕН-центра и председатель Совета Новой Пушкинской премии, автор наделавшего столько шума за рубежом «Пушкинского дома», с которого, по мнению западных литературоведов, и начался постмодернизм в тогда еще советской литературе, и получившего госпремию РФ «Улетающего Монахова» — все это Андрей Битов. Можно долго и восторженно перечислять все им написанное, равно как и награды, регалии и прочие знаки отличия, коих он был удостоен на протяжении своей такой долгой жизни. Но чтобы понять, что он за человек, этого и много и мало. Вот какую историю рассказал давний друг Андрея Георгиевича — хранитель усадьбы «Пирогово» музея-заповедника «Ясная Поляна» Геннадий Опарин:

— Лет шесть назад на карнизе дома, где живет Андрей Георгиевич, прямо под его окном пророс тополь. Работники ЖКХ не раз пытались его уничтожить — не положено дереву на жилом доме расти — но добраться до деревца по наружной стене смелых не нашлось, оставалось только прорываться через квартиру Битова. Но Андрей Георгиевич стоял насмерть — никакие хозяйственные функционеры, никакие грозные комиссии порог его жилища так и не переступили: дерево имеет право на жизнь, и человек имеет право на свое дерево. Когда деревце достигло такого размера, что на карнизе ему стало неуютно, он предложил мне: «Давай посадим этот тополь в Пирогово». Мы его как могли аккуратно выковыряли из карниза и привезли в усадьбу, но за навалившейся текучкой я на три дня о нем забыл. Потом спохватился и, леденея от стыда и ужаса, его посадил. Тополь меня не подвел — весной зазеленел, дал побеги, но мой добросовестный рабочий зеленного хозяйства его нечаянно скосил. Как же мне было стыдно, что не уберег я битовский тополек! Но дерево оказалось под стать Андрею Георгиевичу: следующей весной оно снова дало побеги. И теперь вот уже четыре года растет буквально в 50 метрах от дома, который для своей сестры Марии Николаевны спроектировал сам Лев Толстой. Под ним такие ясные мысли в голову приходят. Вот мы и решили поставить здесь скамейку, да не простую, а именную. Привезли ее в музей А.С. Пушкина на Пречистенке в день церемонии награждения лауреатов Новой Пушкинской премии, президентом которой Андрей Георгиевич является, чтобы он на ней посидел, энергетикой своей зарядил. Без этого мемориальности не получится...

— Андрей Георгиевич, как получилось, что вы собирались стать геологом, а стали писателем?

— Если честно, то геологом я быть не собирался. Просто очень любил горы, занимался альпинизмом. Но на лекциях в ленинградском горном институте меня видели реже, чем на собраниях институтского литературного объединения. Размеренная служивая жизнь была явно не по мне, а занятия литературой предполагали независимость — пишешь ведь, о чем хочется. Свободу тебе никто дать не может, ты ее сам себе определяешь.

— А подсказок относительно выбора поприща жизнь вам не подбрасывала?

— Смотря что считать подсказками. Я вот проиграл свои первые важные соревнования по альпинизму, которые стопроцентно должен был выиграть: до «финиша» уже буквально было рукой подать — зацепиться за камень, а на меня откуда-то паук спустился и я сорвался. Хорошо, что на страховке.

— Знак судьбы, получается. Вы вообще в судьбу верите?

— А что вы понимаете под словом «судьба»? Изначальную неизменность, предначертанность пути человека по жизни? Прихотливое переплетение случайностей, делающее эту дорог непредсказуемой? Вот видите — одно слово, а смыслы совершенно противоположные. Обе крайности мне кажутся натяжкой. Судьба есть, но она почти всегда скрыта от наших глаз и это, наверное, правильно. Но из-за этого и возникает ощущение, что никакой судьбы нет — все случайно и непредсказуемо. И только когда человек в нужное время делает или не делает то, что должно, и получает соответствующее воздаяние или наказание, он начинает верить, что судьба есть.

— Вас судьба часто наказывала?

— И снова спрошу — а что значит часто? Разве в частоте дело?

— А в чем — в силе наказания?

— Нет, конечно. Глупость какая! Если тебе указывают на твою ошибку, значит, твой Ангел-хранитель отводит тебя от кривой дорожки. От ошибок никто не застрахован, главное — вовремя понимать, что идешь не туда, куда следует. Со мной так часто бывало, и теперь, когда оглядываюсь назад, понимаю — все в моей жизни происходило, в общем-то, как надо.

— Современную литературу обвиняют в бездуховности, беспринципности, а кое-кто вообще готов ее похоронить за ненадобностью.

— Тем, кто «хоронит» литературу, она, вероятно, и в самом деле не нужна. Собственно, во все времена были люди, которые прекрасно без литературы обходились. Те, кто обвиняет — видят то, что хотят видеть, читают то, что хотят читать. Так что ничего нового не происходит. Мне часто приходится принимать участие в жюри различных литературных премий, поэтому совершенно ответственно могу сказать — есть глубокие, сильные тексты. Есть авторы, в совершенстве владеющие литературной техникой, поддерживающие преемственность традиций русской культуры, и таких, на мой взгляд больше, чем было в советское время. А то, что таких авторов и таких текстов не так много, как кому-то хочется, так литература не обязана отвечать чьим бы то ни было ожиданиям.

— Ваши произведения есть в школьной программе — вы практически классик?

— Я не классик. Вот умер бы в 1994 году, когда мне поставили диагноз неоперабельный рак мозга, может и вышел бы в классики. И то, это ведь не современникам решать, кто классик, а кто нет. Это только Времени под силу определить. И потом, классика это вовсе не то, что проходят в школе. Классика — это тексты, которым не требуется доказательств их современности и спустя сотни лет после написания.

— Из чего складываются такие тексты?

— Из слов, собранных автором. Он отвечает перед каждым словом, и каждое слово должно отвечать ему взаимностью. Большая часть классических текстов написана на великих языках — английском, французском, испанском, итальянском, русском. Каждый из этих языков — язык великой рухнувшей империи. Думаю, что и Российская империя, что в дореволюционную, что в советскую эпоху, держалась в первую очередь именно на языке.

— Не потому ли нам сегодня так трудно восстанавливать страну, что к родному — великому и могучему — мы относимся пренебрежительно и в большинстве своем плохо его знаем?

— Именно поэтому! Русский язык — язык имперский. Не в смысле агрессивности, а по фантастическому умению переваривать заимствования из других языков и делать их своими. Но только злоупотреблять этим не нужно. Вспомните чистоту пушкинской речи: нет у него слова пейзаж, всегда — природа, не ландшафт — вид. Мы сами лишаем свой язык многогранности, беря за образец языки более простые, включая английский. Навязывать свой язык не нужно, но пренебрегать его богатством негоже. Все бывшее постсоветское пространство говорит между собой на русском. Так поддерживайте центры русской культуры, вкладывайте в них средства, помогайте им специалистами. Иначе место любви заступит ненависть. Мы жалуемся на наплыв мигрантов — так учите их языку всерьез, чтобы возникало понимание. Иначе место понимания заступит та же ненависть. И кого тогда в этом винить?..

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36204
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8216
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4960
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4065
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4009
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...