ФГУП «НПФ «Ресма» - одно из старейших государственных реставрационных предприятий, подведомственных Минкультуры РФ. Помимо прочего, за ним на праве хозяйственного ведения закреплено нежилое здание по адресу: Москва, ул. Школьная, дом 46.
В настоящее время ФГУП «НПФ «Ресма» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Еще в 2012 году по итогам выездной налоговой проверки у ФГУП «НПФ «Ресма» налоговой инспекцией №9 по Москве было вынесено решение о взыскании задолженности по налогам на сумму 139 110 730 руб. Как известно, решения налоговых органов о взыскании задолженности подлежат исполнению во внесудебном порядке, но у налогоплательщика есть право обжаловать решение налогового органа в суд. Что и было сделано, решение налоговой инспекции № 9 было обжаловано «Ресмой» в Арбитражный суд г. Москвы в феврале 2012 года, и одновременно были наложены обеспечительные меры по инициативе «Ресмы» в виде приостановления действия решения налоговой инспекции.
Однако, как в суде первой, так и в апелляционной инстанций «Ресма» проиграла. Решение налогового органа осталось в силе, и в результате в конце 2013 года обеспечительные меры были сняты, т. е. «Ресма» оказалась под угрозой безакцептного списания с расчетного счета суммы налоговой задолженности.
Но с октября 2013 г. ФГУП «НПФ «Ресма» возглавил новый генеральный директор – Андрей Владимирович Аристархов – родной брат Владимира Владимироовича Аристархова, первого заместителя Министра культуры РФ.
С приходом Аристархова «Ресма» подала кассационную жалобу на указанные судебные акты и одновременно заявила ходатайство о приостановлении исполнения принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство «Ресмы» и приостановил исполнение решения о взыскании налоговой задолженности, поскольку Аристархов А.В. направил в суд информационное письмо о том, что ФГУП «НПФ «Ресма» зарезервировало на своих счетах сумму, превышающую 138 млн. руб. (размер налоговой задолженности по решению налоговой инспекции №9).
И, по всей видимости, на момент написания письма о наличии «зарезервированных средств» «Ресма» располагала ими, выиграв в ноябре 2013 года государственный заказ на производство работ на сумму 320 млн. рублей, однако практически сразу «Ресма» объявила конкурс на выбор субподрядчика на эти работы, и субподрядчиком было выбрано ООО «Вестапарк проект». Об этом ООО, как непосредственно связанным с Андреем Аристарховым, ранее писалось в журналистских расследованиях - см. публикации в издании РБК и «Труд». И именно ООО «Вестапарк проект» были перечислены денежные средства якобы «зарезервированные» для погашения налоговой задолженности.
И к моменту вынесения решения кассационной инстанции в январе 2014 года, кстати, опять не в пользу «Ресмы», денег на расчетных счетах уже не было, в связи с чем после подтверждения кассационной инстанцией законности вынесения решения о взыскании с «Ресмы» налоговой задолженности, налоговой инспекции пришлось для взыскания этой задолженности обратиться в Службу судебных приставов.
Ввиду отсутствия средств на расчетных счетах «Ресмы» был наложен арест на нежилое здание по адресу Москва, ул. Школьная, д. 46, являющееся федеральной собственностью и принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения.
Казалось бы на этом все, но нет. Еще до конца февраля 2014 года ФГУП «НПФ «Ресма» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об объявлении себя банкротом (генеральный директор на эту дату - Аристархов А.В.). По инициативе ФГУП назначен арбитражным управляющим Шураков Дмитрий Андреевич, который, будучи зарегистрированным в г. Архангельске, ведет в Москве единственное дело - о банкротстве «Ресмы», что само по себе странно и наводит на определенные мысли.
Зачем же такие ухищрения? А все достаточно просто: по законодательству о банкротстве с момента объявления предприятия банкротом снимаются все ранее наложенные аресты на имущество, а продажа имущества для погашения долгов производится впоследствии уже в рамках процедуры банкротства, которые могут затянуться на 2-3 года, а то и более.
И действительно уже в феврале 2015 г. ФГУП «Ресма» признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем ранее наложенный судебным приставом арест на здание по адресу: Москва, Школьная ул. д. 46, был снят.
Эта статья пишется в мае 2016 года, и, как видим, не все налогоплательщики, как у нас любят говорить, так уж беспомощны перед нашими же налоговыми органами. Прошло без малого 3,5 года с момента вынесения решения налогового органа о взыскании налоговой задолженности, а воз, как говорится, «и ныне там». Задолженность не погашена. А что же происходит со зданием?
А здание в течение уже более 2-х лет после объявления о банкротстве ФГУП «Ресма» продолжает использоваться, однако уже не обанкротившимся государственным предприятием, а АО «Реставрационные компании», указывающей в качестве своего адреса «г. Москва, ул. Школьная, д. 46», для ведения коммерческой деятельности.
И что характерно, Генеральным директором АО является Аристархов Андрей Владимирович, который ранее возглавлял ФГУП «Ресма».
А что же из себя представляет Акционерное общество «Реставрационные компании»? Оно было создано в 2014 году по инициативе Минкультуры с целью «объединения под одной крышей ведущих реставрационных организаций», с середины 2015 года Аристархов Андрей Владимирович стал членом Совета директоров АО, а с ноября 2015 года – его генеральным директором.
Факт использования здания, формально принадлежащего ФГУП НПФ «Ресма», другой организацией – «Реставрационными компаниями», особенно и не скрывается (см. выше информацию с сайта АО), однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (информация открыта по запросу) никаких обременений права хозяйственного ведения ФГУП не указано, что может свидетельствовать о заключении краткосрочного договора аренды, возможно, и без согласия конкурсных кредиторов, что прямо противоречит законодательству о банкротстве.
Пора подводить итоги: нежелание платить налоги и тем более отдавать в счет их погашения недвижимость в уютном районе Москвы по-обывательски понятно, непонятно другое - государственное предприятие (Федеральное государственное унитарное предприятие – именно так расшифровывается аббревиатура ФГУП) сначала допускает многомиллионную задолженность перед бюджетом, затем годами затягивает ее погашение, параллельно использует имущество, которое должно было пойти в счет погашения задолженности для размещения другого предприятия.
Если бы речь шла о «частной лавочке», наверное, никто бы из наших читателей не удивился: сюжет, уже набивший оскомину – набрали долгов, лавку обанкротили, на базе нее открыли новую.
Но все вышеописанное происходит с государственными предприятиями, выполнявшими и продолжающими выполнять заказы Министерства культуры!
В этой связи сам собой напрашивается вопрос, а вся эта история с банкротством не была ли изначально затеяна для того, что бы на длительный срок заблокировать продажу здания за долги?
А если так, то в данной ситуации возможно наличие предумышленного банкротства ФГУП «НПФ «Ресма», ну например, с целью использования государственного имущества – здания по адресу: Москва, ул. Школьная, д. 46.