Главная Культура 23:35 02 Июня 2015 4926
Космическая одиссея Анатолия Зверева

В столице открылся музей одного из самых загадочных художников нашего времени

Зоя Дунц

27 мая в Москве открылся Музей АЗ — музей Анатолия Зверева, который создатели называют его Домом. Кто такой Зверев, знают все, сколько-нибудь осведомленные о современном искусстве. А вот дать ясное определение его творчеству и стилю пока, кажется, не удалось никому. Музей, по замыслу его устроителей, и должен помочь ответить на этот вопрос.

Анатолий Зверев был и остается легендой художественной жизни Москвы второй половины ХХ века. Формально он принадлежал к направлению нон-конформизма — неофициальному искусству, но по сути был нон-нон-конформистом. Это двойное отрицание позволяло ему быть поразительно свободным в творчестве, не принадлежать ни к какому течению и всей своей жизнью утверждать абсолютную свободу гениальной личности. У него не было ни мастерской, ни, по сути, дома. Он был вне социума, вне правил, выше любых ограничений.

Анатолий Зверев. Автопортрет с сигаретой. 1956 год

История создания музея сама по себе удивительна и уникальна, полна парадоксальных сюжетов и фантастических совпадений. Арт-куратор Полина Лобачевская, которая была дружна с художником, вспоминает, как однажды она упрекнула Зверева в том, что он недостаточно бережно относится к своим работам, раздаривая их без счета, вместо того чтобы копить произведения. Тогда Зверев ответил ей фразой, оказавшейся пророческой — «Когда меня не станет, ты этим и займешься». И вот — Полина Лобачевская, арт-директор Музея АЗ, открывает музей Зверева.

Кстати, именно с покупки Наталией Опалевой портрета Полины Лобачевской кисти Зверева и началось собирание коллекции, а случайное знакомство с Полиной Лобачевской переросло в долгое сотрудничество, и вот — Наталия Опалева, генеральный директор Музея АЗ, вместе с ней открывает музей Зверева.

И, наконец, когда нашлось место, где будет располагаться музей, оказалось, что по соседству находилась мастерская художника Владимира Немухина, в которой любил бывать и подолгу гостил Анатолий Зверев. Основатели музея не раз удивлялись всем этим неслучайным случайностям, которые на каждом шагу сопровождали создание Музея АЗ.

Лиля Костаки

Название музея возникло из знаменитой подписи художника — на каждой работе он размашисто рисовал свои инициалы и год написания, будто заранее зная ценность каждого своего росчерка. Про свою подпись Зверев сам писал в коротком стихотворении:

«Там, за подписью АЗ — Я как раз,

У орнамента синей лазури...»

Фрагмент этого стихотворения стал названием первой выставки музея — «АЗ — это Я как раз!», посвященной биографии художника и людям, окружавшим его в течении жизни. На этой выставке представлена 41 работа Анатолия Зверева, а можно и смело сказать — 41 шедевр.

У портретов, написанных Зверевым, есть одна поразительная особенность — художник не просто схватывает неповторимую индивидуальность своих моделей, он оказывается вдохновенным пророком их жизней и судеб, он провидит в прошлое и в будущее. С Оксаной Асеевой, вдовой поэта Николая Асеева и некогда музой серебряного века, Зверева связывала нежная дружба. Она была и его обожаемой музой, он написал сотни ее портретов. Но, несмотря на возраст Оксаны Михайловны, а ей было уже немало лет, он всегда писал ее нежной, печальной молодой женщиной. Зверев говорил: «Я душу ее пишу, а душа у нее молодая».

Есть и другая история, рассказанная коллекционером Георгием Апазидисом — о том, как Зверев писал одного его знакомого. Когда портрет был закончен, собравшиеся удивились невозможной мрачности и черноте изображенного лица, не имевшего ничего общего с моделью. Через пару дней знакомый неожиданно заболел, и друзья, навещавшие его в больнице, были поражены тем, что портретное сходство оказалось абсолютным. Сам Зверев в ответ на упреки в непохожести говорил: «Если тебя нарисовал я, значит, это — ты».

Парадоксально, но создание Музея АЗ прежде всего говорит о том, что Зверев — художник будущего. Именно музей переносит его из прошлого века в будущие времена, делает частью мировой художественной культуры и предполагает вечную жизнь его наследия. Музей не должен «бальзамировать» художника и делать мумию из его искусства — музей должен оживлять и вдыхать жизнь во все, что находится в нем. Музей АЗ поражает именно огненной энергией, динамикой, с которой разворачивается повествование о жизни и творчестве Анатолия Зверева.

Анатолий Зверев. Автопортрет. 1959 год

С первых шагов Музей рвется в будущее — уже на первом этаже можно увидеть презентацию виртуального музея Анатолия Зверева, стремительный реактивный полет в космическое пространство. Спиралью сворачиваются и разворачиваются ленты с сотнями картин, стоп-кадры выхватывают десятки работ, и все это уносится в черноту вселенной для того, чтобы в следующей видео-композиции мы увидели, как далекие звезды, приближаясь, превращаются в автопортреты Анатолия Зверева.

Стеклянный лифт бесшумно скользит между этажами, доставляя посетителей в залы — картины словно парят в полумраке, мультимедийные видео-стены многократно увеличивают оригиналы, демонстрируя поразительное совершенство искусства Зверева.

А поднявшись на четвертый этаж, посетители вдруг оказываются в совершенно ином пространстве — в летнем саду под открытым небом. Кажется, что Тверская улица шумит, как морской прибой, что этот космический ветер перенес здание музея в один из сказочный европейских уголков. Туда, где сам художник, будучи по сути своей человеком мира, никогда не был...

А за дверями музея — летняя Москва, привычная и уютная 2-ая Тверская-Ямская улица, по которой некогда ходил сам Зверев, раздаривая друзьям и знакомым частицы своей души.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6184
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4781
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....