Главная Культура 02:29 02 Июня 2010 5009
Рената Литвинова: «Свободна, спокойна, делаю то, что хочу»
О работе над фильмом «Последняя сказка Риты» Рената Литвинова рассказала «Труду».
Галицкая Ольга

Рената Литвинова заканчивает новый фильм «Последняя сказка Риты», с успехом представленный недавно в Русском павильоне Каннского фестиваля. Об этой работе Рената Литвинова рассказала «Труду».

 — Рената, все ваши фильмы связаны исключительно с исследованием женского характера, женской судьбы, женского имиджа. Мужчины вас меньше занимают?

— А где вообще мужчины? Они куда-то подевались. В принципе это даже какой-то социальный вопрос. Об этом исследования специальные есть, что на 60% женщин 40% мужчин приходится. На самом же деле еще меньше. Если вычесть женатых, больных, колченогих, алкоголиков, негодящихся — что остается? Жалкая горстка. За ними страшная охота. Поэтому они только и думают, как бы увернуться половчее.

— Из-за них страдают героини «Последней сказки Риты»?

— По сути это одна женщина, но в разные периоды. У нас в фильме все происходящее укладывается в 11 дней, и есть такая особенная, персонифицированная концентрация трех состояний женщины. Их трое и они олицетворяют самое главное — любовь, ненависть и поиск.

— Что с ними происходит?

— О сюжете говорить я пока что не хочу, пусть он остается тайной. Скажу только, что сюжетная интрига есть, у нас там будет много музыки, жанр трудно определить, что-то такое пограничное, немного безумное.

— Вроде фильма «Восемь женщин» Франсуа Озона, который вы отстаивали, когда были членом жюри Берлинского кинофестиваля?

— Обожаю его! Я им говорила тогда, всем моим коллегам по жюри, что вы вот награждаете всякую чепуху, а запомнится только эта картина. О том, какой фильм у меня получится, пока рано говорить. Я только еще приступаю к монтажу и озвучанию. Материала много и он меня очень вдохновляет.

— С вами снялись Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Как вы их выбирали?

— Таню Друбич я знаю много лет и всегда хотела ее снимать. У меня вообще нет случайных людей, все выстраданные, все возникли не просто так. Оля Кузина у меня пробовалась, когда я снимала «Богиню». Она прекрасная театральная актриса, играла в «Горе от ума» у Олега Меньшикова, очень содержательная, неизрасходованная. Для меня важно находить вот таких, не растративших энергию людей.

— Какую часть женской души воплощает в вашем фильме Татьяна Друбич?

— Героиня Тани Друбич находится в состоянии страшного раздрайва, то есть одновременно раздрая и драйва от этого. Таня играет женщину, которую прибивает ненависть. Она ненавидит своего бывшего мужчину. Его сыграл Сергей Дебижев. Хорошая роль. Все время лежал в кровати, играл в карты, щелкал пультом. То есть воплощал финальную стадию отношений мужчины и женщины. В смысле лежал в кровати неактивно. А мужа героини Оли Кузиной, навсегда в него влюбленной, изобразил Коля Хомерики. Потрясающий артист оказался.

— Не пытался быть на площадке режиссером?

— Он был взят в эксплуатацию как артист и не мог позволить себе вмешиваться. Иногда, конечно, по-режиссерски как-то возбуждался, придумывал всякие решения. Главное, он соратник. Люди, которые понимают, что такое снимать кино, как тяжело это делать, они большие соратники. Мне нравится иметь дело с личностями. Я понимаю, что есть тренированные, интересные артисты, но все время хочется чего-то такого уникального, это сейчас дороже всего, когда человек сконцентрирован на чем то, не похож ни на кого. С трудом представляю, кто бы мог сыграть мужа Тани, например, хотя перебирала много разных известных артистов.

— Сергей Дебижев тоже режиссер. В конкурсе Кинотавра будет его фильм «Золотое сечение», где вы снимались. Он вам понравился?

— Я пока не видела. Но вообще у меня там совсем небольшая роль. Это просто дружеское участие, я так это называю. В принципе, я же не считаю как артисткой, не вижу себя в этой ипостаси. Если только роль меня не завораживает. Например, как ведьма в «Волшебном кубке». Вот это был действительно подарок. Там я сама писала себе монологи, сама придумывала костюмы. Тот случай, когда принимаешь участие в блокбастере и получаешь от этого удовольствие. Тем более это сказка, я их сама люблю. Всегда настаиваю на том, что если веришь в чудеса, то они у тебя сбудутся.

— Смысл жизни в чудесах?

— Смысла жизни нет. Каждый назначает его себе сам. Я себе назначаю смысл жизни — искать. Моя Рита в «Последней сказке» говорит: я ищу встреч, расставаний и своего единственного. Она женщина с историей и биографией. С перерезанным горлом ходит все время, когда-то ей его перерезали. То ее выбрасывают из машины на полном ходу. Но она неубиваемая, она ищет встречи, верит, что встретит свою любовь и пока она ее не найдет, с ней ничего не может случиться. Некий мистический персонаж.

— Почему так долго приходится искать? Неужели вокруг совсем нет мужчин?

— Есть, конечно. У меня их там целая россыпь, все разные, японец есть и даже один поэт. Кого-то я отвергаю, кто-то отвергает меня и нехорошо поступает.

— Для необычного фильма и костюмы нужны необыкновенные. Наверное, пригодилось, что у вас теперь есть своя модная линия?

— Это совсем другая история: просто было предложение от одного брэнда — сделать свою коллекцию на каждый день для работающей женщины, вещи очень элегантные, качественные, но сдержанные по ценам. А у фильма свой художник по костюмам, мы с ней вместе сочиняли костюмы для героинь, они такие полусказочные. Выгребали из шкафов, покупали ткани, шили. Мне не нравится унылое бытовое кино. Почему-то русское кино всегда ассоциируется с чем-то очень приземленным, некрасивым, мрачным. Мне ближе Михаил Калатозов, который снимал «Летят журавли» — единственный наш фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, — как очень реальную историю, при этом совершенно не бытовую. Кино — это все-таки не жизнь, это что-то над ней, вторая реальность, другой мир, который ты сам придумываешь, совсем особенный.

— Этот свой мир вы творите сейчас без помощи крупных продюсеров, а ведь наверняка многие захотели бы вас поддержать. Почему вы решились все делать полностью самостоятельно?

— Почему я снимаю независимо? Потому что, рассказывая свои сюжеты, я не хочу ни в чем сдерживаться, не хочу ни перед кем отчитываться. В каком-то смысле я вижу столько всего нормального, что для меня это скорее как оскорбление. Мне в этом скучно. Сейчас я свободна, спокойна, делаю то, чего хочу. Хотя в России ситуация тяжелая с артхаусом, нам не такие уж большие деньги понадобились, чтобы запуститься. Съемочная группа совсем молодая, в основном из выпускников ВГИКа, для многих это дебют в профессии. Вот композитор у нас не дебютант — Земфира Рамазанова. Нам интересно вместе и нравится заниматься свободным творчеством.

— Можно и закончив съемки, найти серьезных партнеров для завершения фильма. Вы не думали об этом?

— Я так воспитана, что надо сначала закончить работу, а потом уже ее предлагать купить. Меня шокирует, когда еще ничего толком не сделано, а уже начинают продавать. Вдруг ничего не выйдет, вообще окажется черт знает что, а ты уже повязан какими-то договоренностями и долгами? Я решила себя не ограничивать никакими обязательствами, не вступать ни в какие объяснения. Бывает прекрасная безответственность, когда ты получаешь удовольствие от самого процесса. Я уже счастлива своей работой. А если все получится, как хотелось, и найдутся зрители, которым наш фильм понравится — это будет высшее счастье.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6079
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4606
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....