Главная Культура 20:08 02 Апреля 2016 6157
Как в России прожить с прямой спиной

Александр Прошкин снимает кино о людях, у которых есть внутренний стержень и чувство родины

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

На  экраны вышел фильм «Охрана» классика нашего кино Александра Прошкина. Того самого, что поставил знаменитые сериалы и фильмы «Михайло Ломоносов», «Николай Вавилов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Живи и помни», «Искупление». Несколько месяцев назад в прокате был его фильм «Райские кущи» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», о котором мы подробно говорили на страницах нашей газеты («Труд» от 19 июня 2015 года). И вот на экранах новая картина мастера, перешагнувшего 75-летний рубеж.

— Александр Анатольевич, восхищаюсь вашей творческой формой, потрясающей работоспособностью. Каково это: снять практически параллельно две разные картины?

— Строго говоря, «Охрану» я снял раньше, чем «Райские кущи». Она была уже в монтажном периоде, когда я запустился с фильмом по Вампилову. Другое дело, что «Райские кущи» раньше вышли в прокат, так бывает.

Великий польский режиссер Анджей Вайда однажды замечательно точно сказал, что наша профессия сродни профессии пахаря: как только солнышко пригреет, надо выходить в поле. Но бывает такой климат, когда снимают и по два урожая в год. Впрочем, такие ситуации в нашей режиссерской жизни не правило, а исключение. Куда чаще мы сидим в простое или ищем деньги для реализации замыслов.

— О чем ваша «Охрана», если коротко?

— Если коротко, то это картина о жизни нашей провинции. Так случилось, что фильмы «Искупление» и «Чудо» я снимал в Туле на Косогорском металлургическом заводе. Это в пяти километрах от Ясной Поляны, завод начинал строиться еще при Льве Николаевиче Толстом. Невероятно соблазнительный объект! Я привык к этому заводу, обснимал его с разных сторон, включая цеха, проходные дворы, вахту. И вот что интересно. Когда мы с художником приезжали выбирать натуру, проходили через вахту свободно. Но как только начались съемки и появились артисты, все застопорилось. Девушки, стоящие на вахте, находили множество поводов, чтобы задержать нас на проходной. Оно и понятно: им тоскливо охранять чугунные болванки, изо дня в день видеть дымный антураж металлургического завода. А с нами можно зацепиться за разговор, узнать московские новости. Я, в свою очередь, пытался понять, как и чем живут в провинции молодые, красивые, зачастую одинокие и неустроенные женщины, заслуживающие, конечно, лучшей доли. Так родился замысел этого фильма.

— Снимали там же, на фоне заводских дымов?

— Не совсем. Мне хотелось создать собирательный образ маленького симпатичного городка в сердцевине России. Поэтому в фильме будет много самых разных, в том числе и ярких фактур. Снимали в Туле, Угличе, Калязине. Я пытался сделать картину легкую, светлую, пронизанную оптимизмом и нежностью к героям. Все-таки это история про любовь, пусть и случившуюся при парадоксальных обстоятельствах.

Я уже показывал фильм в нескольких провинциальных городах. Народ воспринимает картину замечательно, как кино про себя. К тому же главную роль исполняет актриса, живущая такой же обыденной жизнью, как и ее героиня. Для меня это было важно, потому что наши московские актрисы знают жизнь провинции в основном по тем сериалам, в которых снимаются. А Марию Коровину я нашел в Сыктывкаре, она работает в местном театре. Необыкновенно естественная, органичная, живая. Характерно, что знаменитые партнеры Марии по фильму — Виктор Сухоруков, Антон Шагин, Алексей Кортнев — ее сразу и безоговорочно приняли. И она нисколько не смущалась в этой звездной компании.

— Для какого фильма сейчас ищете деньги?

— Если честно, впереди пустота. Хотя идеи есть, они связаны, как уж у меня повелось, с драматичными страницами истории нашей страны. На протяжении нескольких десятилетий я снимал, по сути, картину на одну и ту же тему: как в России прожить с прямой спиной. Мои фильмы по-разному назывались, рассказывали про разные времена, сняты в разных жанрах, но — начиная с «Ломоносова» и заканчивая «Холодным летом» и «Доктором Живаго» — это были попытки объясниться в любви к русскому человеку, у которого есть внутренний стержень и чувство родины.

— Знаю, что вы давно хотите снять картину о Гражданской войне.

— Да. У нас было много фильмов на эту тему, снятых еще в советские времена и ведущих рассказ со стороны победителей. А я давно мечтаю сделать кино про барона Унгерна — активного участника Белого движения, ярого монархиста, оголтелого националиста, предтечу фашизма. При этом он был бесстрашным воином, идеологом и, если угодно, поэтом террора. И это делает его зловещую фигуру необычайно актуальной.

Убежден, что сама по себе гражданская война — глобальное несчастье в истории нации, от которого приходится избавляться десятилетиями, а то и столетиями. Общество у нас по сей день разделено на непримиримые лагеря. Латентную гражданскую войну мы ведем иногда даже внутри собственных семейств, утратив способность простить, сесть за стол и обо всем договориться без крика и мордобоя. Для меня это очень важная и сегодняшняя тема. Но картина историческая, а значит, дорогая. И это делает проект трудноосуществимым.

— И фильм такого рода уж точно не сулит скорой финансовой отдачи.

— По-всякому бывает. Скажем, мое «Холодное лето» за год посмотрели более 50 миллионов зрителей. Почему? Потому что картина угадала умонастроение общества. Может, я ошибаюсь, но, по-моему, сейчас пришло время покаяния и примирения. Без успокоения агрессии в обществе нас ждут тяжелые времена. Об этом я и хотел бы снять кино.

А что касается коммерческого успеха... Да, от нас его требуют все чаще, все активнее склоняют к легкоусвояемым жанрам и формам. Конечно, развлекательные фильмы должны сниматься, потому что они помогают содержать киноотрасль в целом. Но они зачастую ничего не дают зрительской душе. Пусть на умное, содержательное кино придет меньше людей, но если фильм кого-то растревожил, заставил задуматься о серьезных материях, то это значительно важнее, чем сиюминутный коммерческий успех. Существование литературы, театра, кинематографа по принципу «чего изволите» и «деньги в кассу» — это не в традициях великой русской культуры. При советской власти люди ходили в кино каждую неделю. Кино было неким заместителем церкви. Человек шел сюда, чтобы получить духовную опору. А сегодня, заплатив немалые деньги, он идет, чтобы его щекотали, пугали, развлекали. Но если мы хотим расцвета своей страны, в том числе и экономического, мы должны воспитывать зрелые, самостоятельно думающие личности. А настоящую личность во многом формирует настоящее искусство.

— Настоящее искусство — это удел авторского кино. Но его на экранах становится все меньше...

— К сожалению, кинематограф, который я для себя называю «человеческим», вымывается из нашей жизни. Лучшие 40-летние режиссеры — такие как Алексей Федорченко, Василий Сигарев, Алексей Попогребский, Борис Хлебников — мало востребованы. Последние два и вовсе ушли на ТВ, снимают сериалы, зарабатывая на жизнь. Мое поколение, на чью долю выпали испытания, которые, по словам Тонино Гуэрры, не снились даже Шекспиру, тоже во многом находится не у дел. Бал все чаще правят мастера развлечений и щекотки. Но это тупиковый путь для нашей культуры.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36335
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8248
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4983
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4080
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4017
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...