Выдающегося актера, одного из основоположников легендарной «Таганки» не стало в субботу. Он отдал этому великому и мятежному театру без малого 50 лет жизни. Пришел сюда в 1964 году, где участвовал в самом первом любимовском спектакле — «Добрый человек из Сезуана». И сыграл в одном из последних его спектаклей — поэтической фантазии «Мед». А самой последней работой Золотухина, уже после нашумевшего ухода Юрия Петровича из театра, стал спектакль с, увы, пророческим названием «Король умирает»...
Золотухин, трезво относясь к своей популярности, никогда не считал себя королем сцены или экрана, хотя как мало кто из нынешних актеров имел на это право. Он был фантастически талантливым и необычайно разносторонним актером. С одинаковым блеском играл в драме и комедии абсурда, в водевиле и трагедии. Умел замечательно петь и танцевать, фехтовать, скакать на лошади, стрелять из всех видов оружия, носить напудренные парики, говорить стихами и ритмической прозой. И сам умел отлично складывать слова — его перу принадлежит с десяток книг, написанных самобытным, незаемным слогом.
Друг и соратник, а временами и соперник Владимира Высоцкого, Золотухин в 60-80-е годы прошлого века делил с прославленным бардом славу первого актера «Таганки», а в кино даже подчас затмевал его. Своими ролями в почти ста фильмах — в том числе в «Пакете», «Хозяине тайги», «Чародеях», «Человеке с аккордеоном», наконец, во всенародно любимом «Бумбараше», а в наши дни в телевизионном «Участке» — он вывел на авансцену подлинно русский тип героя: простодушного, но и сметливого, незадачливого, но и всенепременно удачливого, душевно распахнутого, но и с неизменной хитрецой во взоре.
Этот тип героя не был выдуман, измышлен им, а был, что называется, взят из самой гущи жизни. Валерий Золотухин был подлинно народным артистом — не только по званию, но и по своей крестьянской закваске, по алтайским корням. Он был, конечно, из породы шукшинских «чудиков», «странных людей», и для меня остается загадкой, почему эти талантливые земляки — Василий Шукшин и Валерий Золотухин — не нашли друг друга...
Для Золотухина многое значили слова «род», «родная земля». Он часто приезжал на Алтай, при его участии здесь был построен молодежный театр, который он возглавлял в качестве худрука. Валерий Сергеевич вел в местной академии курс актерского мастерства, а в родной деревне с красивым названием Быстрый Исток на свои средства восстановил храм, некогда разрушенный его отцом-коммунистом. Так он понимал свой долг перед родной землей, перед земляками, перед Богом.
Золотухин был человеком искренне верующим. Живя на Таганке, в трехстах метрах от театра, я частенько встречал Валерия Сергеевича поздними вечерами, после окончания спектакля, у расположенного неподалеку храма, где он сосредоточенно молился у вмурованной в стену иконы. Не имею права судить актера, особенно в эти горькие дни, но, думаю, ему было за что просить прощения у Всевышнего. Человек любвеобильный, он немало погулял, покутил на своем веку, в чем охотно признавался прессе, а на старости лет в открытую жил на две семьи. Он и от своей жены Тамары не уходил, но и разрывать отношения с актрисой Ириной Линдт, которая родила ему сына Ваню, не собирался. Правда, перед уходом из нашего грешного мира в лучший из миров он, по признанию его первой жены, актрисы Нины Шацкой, успел проститься с родными, попросить у них прощения.
А сегодня проститься с Валерием Сергеевичем смогут все, кто придет в Театр на Таганке с 12 до 21 часа. Похоронят Золотухина 5 апреля на родине, в селе Быстрый Исток, рядом с тем самым храмом — сначала разрушенным, а потом возрожденным.
Голоса
Николай Досталь, кинорежиссер
— Для меня это был не просто коллега, но и товарищ, я его знал с первой своей полнометражной картины «Человек с аккордеоном». Хотя потом на ленте мы встретились только однажды, это был фильм «Завещание Ленина» о великом русском писателе Варламе Шаламове, снятый для канала «Россия». Валерий сыграл небольшую, но очень важную роль врача на Колыме, который в своей больничке спас многих заключенных, в том числе Шаламова, от смерти.
Расхожее представление о капризной звезде — точно не про Золотухина. Он был профессионал, а это люди четкие, внимательно слушающие режиссера и делающие то, что он задумал. Золотухин — актер очень собранный и исполнительный. С ним было легко.
Владимир Дашкевич, композитор
— Первое яркое впечатление, связанное с Золотухиным, я получил за несколько месяцев до того, как был приглашен писать музыку к фильму «Бумбараш». Это был спектакль «Живой» по пьесе Бориса Мажаева, где Золотухин гениально сыграл главную роль, спел массу частушек, по-таганковски скабрезных. К сожалению, цензура не выпустила спектакль на публику. Но как только у режиссера Николая Рашеева появилась мысль снять «Бумбараш», я сделал все, чтобы убедить его взять на главную роль Золотухина. Конкурент у Валерия был сильный — Михаил Кононов, только что сыгравший главную роль в фильме «В огне брода нет». Решающим стал мой аргумент, касающийся голоса Золотухина.
Человек он был очень волевой, и лучшей кандидатуры для руководства Театром на Таганке в такой роковой момент, как увольнение Юрия Любимова, нельзя было придумать. Но боюсь, что именно эта ситуация в театре роковым образом ударила по его нервам и ускорила уход.
Мы с Валерой никогда не обсуждали его непростые семейные дела. Хочу только обратить внимание: никогда никто о нем не говорил грязных вещей. Он был честен с собой и другими людьми. Думаю, поэтому его выбрал в друзья Высоцкий — а Высоцкий разбирался в людях.