По сравнению с проводами передач, рождающими грустные чувства, их возвращение в эфир вызывает обычно радость или недоумение. Радость - когда снова встречаешься с талантливым или по крайней мере интересным произведением. Недоумение - при попытке реанимации чего-то, что и в "первой жизни" вызывало единодушную критику. Я искренне рад, что на РТР вернется Петр Шепотинник, прежде работавший на ТВ-6 ("Кинескоп"). И недоумеваю, с какой стати на том же канале решили возродить успевший провалиться по всем статьям "Добрый вечер" Игоря Угольникова.
Минувшая неделя стала своего рода смотринами передач, начавших вторую жизнь в эфире. Иногда даже - третью. Так стало с программой "Слушается дело". Когда-то она выходила на НТВ и называлась "Суд идет". Затем перекочевала на РТР, получив новое название и нового ведущего - театрального режиссера В.Беляковича. Теперь возникла на канале ТВЦ. Причем и в анонсах, и в опубликованных телепрограммах названа была "Открытое дело". По этому случаю в студии, откуда идет передача, над судейским местом помещена эффектная, скульптурно выполненная эмблема с новым названием. Но в самый последний момент в эфирных титрах вернулись к старому "Слушается дело". И - к старым же просчетам. Опять, как и прежде, слушание больше похоже на бестолково организованный митинг. Опять "горячая" тема (на сей раз связанная с журналистом А.Бабицким) взята поверхностно. Опять судья присутствует в студии сторонним наблюдателем, не руководя процессом и вяло реагируя на его течение.
Судьей, судя по газетным анонсам, должен был стать политик К. Боровой. В последний момент его заменил публицист Е.Толстых. Отсюда - явная неготовность последнего к работе, рыхлая композиция передачи. Программа, несмотря на присутствие в качестве истца и ответчика известных спорщиков - журналиста А.Черкизова и политика В.Жириновского, - оказалась не только неубедительной, но и, попросту говоря, скучной.
Иная история приключилась с другой вернувшейся в эфир передачей - "Мужчина и женщина". Там перерыв был гораздо дольше и больше, судя по всему, оказалось нововведений. Правда, в первом выпуске авторы не раскрыли всех карт. Они сообщили только, что отныне передачу станут вести двое - Кира Прошутинская и Андрей Максимов. Она будет говорить о мужчинах, он - о женщинах. Авторы не попытались представить хотя бы эскиз будущих программ, ухватились за возможность вкратце рассказать о бывших. Получилось что-то вроде попурри на прозвучавшие там темы.
Благо передача имеет долгую и славную историю: столько выдающихся мужчин прошло через нее. Теперь вот пройдут и не менее замечательные женщины. Но вот вопрос: будут ли по-прежнему заумные ребусы с использованием цифр, где нужно отгадать с помощью всей этой претенциозной мишуры некое слово? Будет ли там самокрасование ведущих - такое, что становится не очень понятным, кто же на самом деле является героем передачи. И еще: останется ли в передаче откровенный коммерческий привкус, когда и приглашаемые персонажи, и задаваемые вопросы имеют нередко спонсорское происхождение?
К передаче "Мужчина и женщина" и в прошлом было немало претензий, но мне очень хочется, чтобы ее возвращение в эфир было триумфальным. Но будет обидно, если перемены в программе станут такими же незначительными, как в "Пресс-клубе", который в минувшее воскресенье вновь, после перерыва, появился в эфире. К. Прошутинская, прежняя ведущая программы, в самом начале представила новую - ею стала моя коллега из "Известий" И.Петровская - и покинула студию.
Неудачной мне показалась тема, выбранная для первого после возрождения заседания "Пресс-клуба": А.Собчак и его место в истории новой России. Понятно, что покойному достались не только комплименты, но и критика. Многих подогревало присутствие в студии С.Станкевича, в судьбе которого немало общего с А.Собчаком. Досталось и тому, и другому. Странным в этой связи выглядели упреки одного из устроителей "Клуба" в бестактности по отношению к усопшему. В таком случае возникает вопрос: а нужно ли было выбирать эту тему для обсуждения? Или авторы рассчитывали, что все собравшиеся в студии будут в течение часа заниматься славословиями, а зрители столько же времени терпеливо внимать им?
И "Пресс-клуб", и "Мужчина и женщина" принадлежат одной и той же телепроизводящей фирме - Авторскому телевидению. И другие "возвращенцы" недели - любимое зрителями "Времечко" и нередко неожиданный и глубокий "Ночной полет" - тоже помечены знакомой маркой АТВ. Если уж эти, несомненно, элитные программы нашего ТВ не всегда набирают новую высоту во время вынужденного простоя, то что говорить о большинстве других, тех, что, вернувшись в эфир, снова предлагают нам опостылевший набор штампов и пошлостей?..