Пока политики и пресса обсуждают эстонские планы по сносу памятника советскому Воину-освободителю в центре Таллина, местные власти в регионах России без лишнего шума уничтожают монументы героям Великой Отечественной войны. О вопиющем случае уничтожения памятника в Ставрополе стало известно на днях, благодаря депутатскому запросу, поступившему в Госдуму.
«На объекте работали монтажники, крановщики, работники межрайонного дорожного управления крайавтодорог, три экипажа ГАИ, бригада обслуживания троллейбусной линии… автокраны, экскаваторы, бульдозеры, КамАЗы».
Это не репортаж с новой стройки века. Ставропольские СМИ описывают уникальную в своем роде операцию – снос в России, в городе Ставрополе 30-метрового монумента героям-доваторцам.
О варварском уничтожении памятника героям Великой Отечественной войны стало известно благодаря обращению депутата Государственной думы Павла Воронина, внесенного им в нижнюю палату 19 января этого года.
Всем памятна история 2004 года, когда в ходе реконструкции Ленинградского шоссе в Подмосковье появилась идея перенести бетонные «танковые ежи» - памятник, установленный на рубеже обороны Москвы. Поблизости вырос торговый комплекс «Икея», памятник мешал коммерсантам построить удобный съезд к магазину.
Эта история прогремела на всю страну. У «ежей» выставили круглосуточную охрану, ветераны писали возмущенные письма, центральная пресса задавалась вопросом: правомерна ли сама постановка вопроса - перенести памятник, чтобы построить дорожную развязку к магазину?
Спустя два года ответ на этот вопрос дал мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин: за два дня, без лишних обсуждений и переживаний, стелла героям-доваторавцам была просто снесена. По официальной версии – в связи с тем, что 30-метровый металлический монумент, простоявший в южной части города 30 лет, полностью прогнил.
Существуют и альтернативные версии. Ставропольские газеты отмечают странности, сопровождавшие снос памятника. Установленный на пересечении двух крупных улиц монумент мешал реконструкции дорожной развязки – такой вывод можно сделать, исходя из публикаций. Реконструкция развязки проводилась дважды (!) за 2006 год, и если первая из них оставила стеллу в покое, то вторая подошла к вопросу радикально.
Вместо круга диаметром 15 метров в центре перекрестка появился овал размером 25 на 16 метров. 30-метровую стальную стелу памяти героев-доваторцев, которая стояла в центре этого круга, снесли. На ее месте, в центре перекрестка, поставили две дополнительных опоры для троллейбусных проводов.
Городские власти сообщали о своих планах восстановить монумент героям войны в уменьшенном виде – 2,5 метра, в сквере неподалеку.
В дело вмешалась прокуратура Ставрополя, которая выдала предписание мэру Дмитрию Кузьмину восстановить памятник в первоначальном виде. Но на данный момент памятника просто больше нет - ни в прежнем виде, ни в уменьшенном.
«Памятник демонтировали, но так и не поставили на новом месте, - заявил в телефонном интервью нашему изданию постоянный представитель Российского комитета ветеранов войны и военной службы (РКВВВС) в Южном федеральном округе Николай Павлович Пляскин. - А теперь власти прячутся от ответа. Народ, казаки выходили на митинг, требовали приостановить уничтожение, обращалась в ветеранские организации, но, оказывается, к голосу ветеранов никто не прислушивается...»
«Моему возмущению, как ветерана военной службы и участника нескольких войн, нет предела, - подчеркнул Николай Пляскин. - Получается, что мы поступили хуже, чем фашисты в Эстонии. Это то же самое, что фашисты сейчас делают в Эстонии, а мы их опередили в Ставрополе, на юге России!»
Странные перестройки, реконструкции и нововведения вообще в традиции ставропольского руководства. Бессменный мэр города Дмитрий Кузьмин славен своими необычными инициативами, которые, к удивлению градоначальника, не вызывают понимания у населения.
В 2004 году Кузьмин пытался сделать платным вызов «скорой помощи». Аргументация звучала так: жители слишком часто звонят «03» и при этом «даже не пытаются овладеть начальными знаниями в медицине» (!).
Ставропольская пресса пестрит сообщениями о проходящих в городе пикетах с лозунгами «Д. Кузьмин уничтожил парки!». В прошлом году в городе был разогнан пикет, участники которого раздавали желающим листовки следующего содержания: «Горожане! Справедливость по-кузьмински, это - уничтожение детских площадок, срубленные аллеи, пеньки вместо лесов, бесконтрольность чиновников, мздоимство. Очистим город от беспредела!»
Не так давно поддержать соратника по партии (Кузьмин пламенный функционер новосозданной «Справедливой России») в Ставрополь приезжал глава «актуальных левых», спикер Совета федерации Сергей Миронов. Горожане встречали его плакатами «Миронов! Забери всех Кузьминых, мы устали от них!»
С членством в «Справедливой России» ставропольского мэра связан еще один громкий скандал. В конце прошлого года губернатор Ставропольского края был вынужден обратится к Кузмину с открытым письмом, в котором указал на недопустимость использования своего служебного положения для политической агитации.
На этот шаг губернатор, как следует из письма, пошел в связи с «потоком обращений, суть которых сводится к тому, что в последнее время не только к горожанам, но к и жителям края приходят письма, в которых мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин агитирует всех вступать в ряды новой партии «Справедливая Россия».
Так что в Ставрополе, похоже, не прислушиваются не только к голосу ветеранов. И действовать склонны, скорее, «как выгодно», а не «как надо». Николай Герасимович Голодников, ветеран войны, председатель Ставропольской краевой общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, не надеется на восстановление стелы героям-доваторцам, даже несмотря на то, что делом занимается прокуратура и есть решение суда о необходимости восстановления монумента.
«Этим товарищам я не верю, потому что они могут нарушить любой закон. Я не могу сказать, будет он восстановлен или нет, но мое мнение, что вряд ли», - говорит Голодников.
Автор памятника казакам генерала Доватора – скульптор Николай Санжаров, возмущен варварством, с которым проходил демонтаж стелы. Он полагает, что восстанавливать созданный им в 1975 году, к 30-летию Победы памятник с самого начала никто и не планировал. «Памятник был виде трех стальных тридцатиметровых клинков, установленных как бы плечом к плечу. Клинки в форме сабли, только она не выгнута, как в Арабских Эмиратах, а прямая. И внизу по памятнику, как эфес сабли, рельеф медный, на котором - рассказ о боевом пути этих трех полков, - рассказывает Николай Санжаров. - На стороне, обращенной к городу, итог: «Народным героям - слава! 1941 -1945». Тоже рельеф, стилизованные изображения лемеха, колосьев, солнца - символы ставропольского характера».
«Памятник при «демонтаже» порезали весь, - возмущается автор. - Его изуродовали, побили, разгромили! Никто не собирался его переустанавливать! Если хотите переустановить – демонтируйте, а не уничтожайте! Там рельефы были 3 метра высотой, 9 метров длиной - всё побили, поломали, раскурочили, бросили. Ездил я потом на это смотреть, понимаете, абсолютное варварство!». Скульптор возмущен, что при принятии решения о сносе памятника ни его, автора, ни конструктора, создававшего стеллу, не пригласили в комиссию по оценке состояния монумента. «Все это было сделано втихаря», - говорит он. – Они говорят, мол, весь проржавел, может упасть, а там развязка… Они его долбали два дня, не могли никак раздолбать, настолько все было крепко сделано!»
«В Ставрополе живет много казаков, доваторцев, которые воевали, в честь которых он и был поставлен, - рассказывает скульптор. - Ветераны подняли шум. И чтобы как-то их усмирить и утихомирить, недалеко от того места, где был памятник, власти поставили камень из красного гранита. Там написано, что здесь будет сооружен памятник доваторцам вместо того, который убрали. Я сделал эскиз для нового места, но никому это не нужно! Показываю свои эскизы, а их даже никто не смотрит! Я хожу, звоню в горархитектуру, а они надо мной смеются: «Коля, да ты что! Кому нужен этот памятник?» В общем, плюнули в лицо доваторцам! Людям, которые ещё живы! И плюнули на все федеральные законы о памятниках! Его нужно было поддерживать, мне еще конструктор говорил, что он бы ещё сто лет стоял», - говорит он.
Депутат Госдумы от Ставропольского края Павел Воронин в своем запросе обращает внимание, что при сносе памятника городское руководство грубо нарушило требования Федеральных законов «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Он обращается в Комитет по культуре и Комитет по делам ветеранов Госдумы РФ с просьбой направить запрос в Правительство России и Генеральную прокуратуру с требование провести проверку правомерности действий руководства города Ставрополя по сносу стелы «Героям Доваторцам».
Виктор Дзюба