Главная Культура 02:40 02 Января 2016 5553
«31 декабря мы с приятелем ходим на Михаила Плетнева»

В консерватории под игру феноменального пианиста распивали кофе и поедали бутерброды

Сергей Бирюков

Привет из предновогоднего Большого зала Московской консерватории: здесь 31 декабря играли Моцарта, и не кто-нибудь, а Михаил Васильевич Плетнев. И не стоя за дирижерским пультом, а сидя за роялем, что случается в последние годы очень нечасто. Публика была так разгорячена, что кое-кто «на десерт» далеко вышел за рамки традиционного филармонического поведения.

Сперва о серьезном. Партнерами знаменитого музыканта были его РНО и дирижер Александр Сладковский, с которым у Михаила Васильевича особые отношения — как с представителем Казани, города детства Плетнева (Александр Витальевич — глава Госоркестра Татарстана, с которым Плетнев тоже охотно играет — например, Второй концерт Рахманинова на прошлогодней «Белой сирени»). Ну и вообще Сладковский надежный дирижер, отлично знающий РНО.

Александр Сладковский (в центре) и другие участники ансамбля после исполнения Торжественной мессы Моцарта

Вначале сыграли увертюру к «Похищению из Сераля». Ее Юпитеров блеск, контрасты мажора и минора, аллегро и адажио, яркие реплики разных групп послужили хорошей разминкой для ушей публики и для самого оркестра, которому дальше предстояло делать Моцарта в ансамбле с самим Плетневым.

26-й концерт — вроде бы «из самых». Тем не менее, по моим наблюдениям, на пять исполнений Двадцать седьмого приходится одно — Двадцать шестого, и с чем это связано — не пойму. Как у Бетховена с Пятым и Четвертым, которые совершенно равны по гениальности, но не по исполняемости. Может, интерпретаторов инстинктивно тянет к «последненькому» у композитора?

Все было сыграно Плетневым сногсшибательно просто, как не может, кажется, больше никто из наших теперешних пианистов. Звук — бесхитростный до идеальности: в прозрачном, как альпийское озеро, Моцарте и без того довольно тайн, чтобы его еще «усложнять». И точность потрясающая, а одну нотку где-то в побочной теме репризы первой части просто даже нужно было чуть-чуть смазать, чтобы оценить качество и ровность всех остальных звуковых жемчужин. На мой вкус, иногда даже звучание было чересчур ровным, словно Михаил Васильевич как интерпретатор хотел максимально отойти на второй план, а на первый вывести сам моцартовский текст. Правда, во второй части пианист все же дал волю прихотливым акцентам, без которых Моцарт (помните пушкинское — «незапный мрак иль что-нибудь такое») на самом деле непредставим. А вот в финале немного притормозил темп. Может быть, оттого концерт, показалось, лишился доли блеска и напора, с которым его обычно играют. С другой стороны, иногда полезно приглушить тон, чтобы тебя трепетнее слушали.

Расчет оказался безошибочным, успех — полным, зал требовал биса, и музыканты не разочаровали: сыграли еще раз медленную вторую часть, где Михаил Васильевич к уже слышанным нами маленьким фактурным вольностям добавил еще чуточку импровизационных гармонических перчинок.

И уже больше бисировать не стал. Хорошенького понемножку, особенно накануне Нового года.

Впрочем, своих друзей — Сладковского и весь ансамбль — Плетнев не бросил и ушел из БЗК, плотно нахлобучив от мороза свою плотную летчицкую ушанку, только одновременно с ними. А им еще предстояло сыграть и спеть Торжественную мессу до мажор KV337. Что музыканты оркестра, хорового коллектива «Интрада» и солисты Кристина Мхитарян, Александра Кадурина, Ярослав Абдраимов и Олег Цыбулько сделали достойно, только тенор Абдраимов под конец, разволновавшись, вдруг перескочил обозначенный ему Моцартом «высотный коридор». Но разгоряченную праздничным вечером публику это не расстроило.

Кстати, о ней, о публике — на обещанный «десерт». Говорят, хорошо, что в залы нынче приходит новый слушатель. Вот только иногда он, пожалуй, «слишком новый». Передо мной, в 12-м ряду партера, милая девушка, смачно плюхнувшись с первыми тактами музыки на кресло, с оглушительным шорохом развернула пакет и стала... поедать бутерброды, запивая их кофе, да еще громко обсуждая происходящее (музыку? трапезу?) со спутником. Когда закончился кофе, стаканчик с картонным цокотом полетел на пол. Напомню, все это — не просто в консерватории, но под игру Плетнева.

От некоторых посетителей консерватории теперь остаются следы приема не только духовной пищи

Правда, подкрепившись, девушка пошла, как сказал кто-то, вручать цветы исполнителям. Возможно, намерение такое и было, но увидеть ее дошедшей до сцены не довелось — видимо, заблудилась в незнакомых консерваторских пространствах. А может, на чувстве ориентации сказались какие-то другие, принятые прежде кофе вещества? Вечер-то праздничный. Так и представляю, как за новогодним столом девушка потом с увлечением рассказывала: «31 декабря мы с приятелем ходим на Михаила Плетнева...»

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36486
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8300
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5052
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4127
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4043
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...