Автокефалию (административную независимость) УПЦ получила в конце октября 1990 года. В Киев даже приезжал тогдашний патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который вручил митрополиту Филарету грамоту о независимости. Документ готовился Отделом внешних церковных сношений, которым в то время руководил будущий глава РПЦ, а в ту пору митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев).
Спустя 27 лет митрополит Онуфрий решился напомнить об этом факте. В своем докладе он заявил: «Согласно Определению Архиерейского Собора Русской православной церкви, состоявшегося 25-27 октября 1990 года, Украинская православная церковь является независимой и самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии».
Вообще-то, автокефалия подразумевает гораздо большую самостоятельность в жизни УПЦ, нежели автономия. Поэтому крайне странно было слышать в докладе киевского митрополита упоминание о «широкой автономии». Но, несмотря на эти канонические нестыковки, участники Собора решили признать: «Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Украинской православной церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении».
Чуть позже пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков решил, видимо, дезавуировать это решение, заявив, что «Украинская православная церковь остается самоуправляемой частью Московского патриархата, а изменения, внесенные в устав Русской православной церкви, имеют технический характер». Причем Волков затруднился объяснить, какой смысл он вкладывает в понятие «технический характер». Ясно одно — данное заявление не только не оздоровит, но лишь усложнит и без того непростые отношения УПЦ и РПЦ...
Второй сенсацией Собора явилось письмо, якобы написанное бывшим митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом патриарху Кириллу. Напомню, что в 1992 году Филарет покинул РПЦ, образовав независимую Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из православных поместных церквей. За что был лишен сана, а потом и вовсе предан анафеме. Так вот, в этом письме будто бы содержится просьба 88-летнего предстоятеля о помиловании и восстановлении в сане «ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо якобы завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».