Главная Культура Афиша 00:05 01 Ноября 2018 10557
На экраны выходит первый российский фильм, снятый на мобильный телефон

В эпоху электронной революции деньги решают далеко не все

Леонид Павлючик
Фото со съемок фильма. Фото: vk.com/fagotfilm

«Фагот» был задуман для показа в интернете, но отборщики Выборгского фестиваля «Окно в Европу» узнали об этом диковинном проекте и пригласили фильм в конкурс, где он произвел фурор. «Фагот» снискал как любовь критиков, которые присудили фильму диплом, так и благожелательное отношение президента фестиваля, продюсера Армена Медведева, который вручил режиссеру Борису Гуцу свой именной приз. А выборгские зрители — те по ходу фильма просто лежали вповалку от смеха. Видимо, случившийся успех подтолкнул автора выпустить «Фагот» в прокат.

Это не первый фильм молодого режиссера, приехавшего в Москву из глубинки. В последние годы он работает в разных жанрах: снимает клипы, рекламу, сериалы, игровое кино. Выпускник Высших режиссерских курсов, ученик Владимира Хотиненко, Борис поначалу пытался искать для своих необычных, провокативных фильмов господдержку, но со временем ему надоело безрезультатно биться головой о стену.

Короткометражку «Твой брат так умеет» он снял на свои деньги. Ее посмотрел в Сети миллион (!) зрителей. Для своего полнометражного дебюта «Арбузные корки» Борис взял в банке кредит, за 6 дней снял кино, отдал его на фестиваль «Движение». Фильм оценил продюсер канала ТНТ Игорь Мишин. «Арбузные корки» показали в телеэфире, что позволило рисковому автору отбить затраты и даже заработать. Так появился на свет независимый режиссер и сам себе продюсер, который не просит подачек от минкульта, а, рискуя своими деньгами, снимает то кино, которое нравится ему самому. В надежде, что оно понравится кому-то еще.

Мне трудно судить о прокатных перспективах фильма с невыигрышным названием «Фагот». Боюсь, не все знают, что есть такой музыкальный инструмент. И мало кто помнит, что в «Мастере и Маргарите» есть персонаж из свиты Воланда с таким именем. Да и сам фильм все-таки не высокобюджетный боевик, а короткая (61 минута), камерная комедия с несколькими персонажами. Не уверен, что у Гуца есть хоть какие-то деньги на продвижение фильма. Тут надежда только на людскую молву, «на сарафан», ибо это один из немногих фильмов в нашем кино, адресно «заточенный» на молодежную аудиторию, которая и составляет основную массу зрителей в кинозалах. Поэтому фильм все-таки имеет, как мне кажется, шансы и на коммерческий успех.

Тем более, что у «Фагота» остроумный сценарий, живые, порой «соленые» диалоги (режиссер признается, что многие из них подслушаны на улице), выразительные актерские работы, отличный звук и виртуозный монтаж. Да и «картинка», несмотря на то, что фильм снят на айфон, ни в чем не уступает изображению, которое обеспечивает профессиональная кинокамера. А по мне, так даже выгодно отличается в лучшую сторону.

Телефоном ведь можно снимать и в узком пространстве ванной комнаты, и в спальне, и в густой толпе, и в движущейся по улицам машине, и в метро, и в церкви, и на стадионе. Все эти локации мы увидим в «Фаготе». Айфон — это легкое, маневренное, мобильное оружие современного режиссера. Не зря параллельно с российским автором фильм на телефон снял знаменитый американский режиссер Стивен Содерберг и представил его в этом году в Берлине. Так что поиски Бориса Гуца находятся в мировом тренде.

По сценарию, который Борис написал сам для себя, главный герой фильма хочет расстаться со своей девушкой (Анастасия Пронина), которую мать парня (блистательная актерская миниатюра Юлии Ауг) называет ведьмой. В девушке Оле с выкрашенными темной помадой губами и густо подведенными глазищами и впрямь временами проглядывает что-то ведьминское — агрессивное, опасное, злое. Не зная, как развязаться с бывшей возлюбленной, герой, которого мы так и не увидим (он все время за кадром, снимает на айфон все, что появляется на экране), начинает советоваться на эту тему уже упоминавшейся мамой, со своим другом, с разведенкой-сестрой, с коллегами по работе. Те разражаются монологами, которые выдают их собственные тревоги, зажимы, страхи, фобии...

В итоге герой придумывает классную, как ему кажется, отмазку: сообщает девушке, что он гей. Та, не очень веря во внезапную смену сексуальной ориентации своего партнера (до того он демонстрировал подвиги на гетеросексуальной ниве), начинает мстить парню, вбрасывая порочащую его репутацию новость в социальные сети. После этого закручивается такой тугой узел взаимоотношений героя со своим окружением (слово «фагот» в переводе с итальянского как раз и обозначает «узел», «связка»), что мама не горюй!

Парадоксальный и острый, смешной и нелицеприятный, хулиганский и свободный, фильм в иронических, саркастических тонах набрасывает портрет определенной части современной городской молодежи, не имеющей твердых моральных принципов, ясного мировоззрения, созидательной энергии. А озабоченной только неизжитыми подростковыми комплексами, дешевым психоанализом, сексом да активным пережевыванием сплетен в социальных сетях. Суровый приговор изнеженному «офисному планктону»? Да. Но и во многом справедливый.

Снятый всего за четыре дня, при минимальном бюджете, «Фагот», помимо прочего, может служить еще и прекрасным примером для одаренных молодых людей, которым не удается пробиться к бесплатным кормушкам Минкультуры и Фонда кино. Без денег фильм, конечно, не снимешь, но в эпоху электронной революции презренные дензнаки решают далеко не все. Важны креатив, энергия, талант. Судьба Бориса Гуца, сумевшего найти свою тропинку в искусстве, как мне кажется, доказывает это. Сам он уверен, что, доживи Тарковский до наших дней, он бы тоже снимал сегодня на айфон...

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3355
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...