В начале ноября прошлого года министром обороны президент страны назначил Сергея Шойгу. Тот принял пост в трудную минуту: в армии всплыли крупнокалиберные коррупционные скандалы, упал престиж Вооруженных сил. Насколько Шойгу удалось поправить положение?
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем, полковник
— Шойгу стал министром, когда Вооруженные силы страдали не только экономически, но и морально. Шойгу вернул уважение к армии и понимание того, что и когда ей необходимо делать. Сергей Кужугетович находится на своем месте и проводит внятную, продуманную политику. Как военный считаю, что за год он сделал больше, чем иной сможет и за пять.
Алексей Мухин, директор Центра политической информации
— Шойгу досталось тяжелое наследство. Речь идет о реабилитации армии после сердюковских «реформ». У министра отличная команда. Видны попытки сделать систему прозрачнее, контактировать с обществом. Восстановлены отношения с офицерами, в том числе с офицерами Генштаба. Идет декоммерциализация Вооруженных сил, избавление их от не свойственных им функций. А главное, при Шойгу начал возрождаться военный дух — а в армии это вполне материальная сила.
Аркадий Бабченко, военный корреспондент
— Год работы министра прошел для армии без особых подвижек. На фоне всего, что было при Сердюкове, любой разумный шаг встречается на ура. Но пока больше разговоров, чем результатов.
Олег Игнатьев, подполковник запаса
— Военному человеку сегодня не так стыдно, как год назад. Вопрос, как офицеры и генералы терпят самодурство и некомпетентность Сердюкова и его «женского батальона», нависал тогда над каждым человеком в погонах. Сегодня этого нет.
Василий Белозеров, завкафедрой политологии Института международных отношений и социально-политических проблем МГЛУ
— Принят план обороны страны. Начали решаться проблемы военного образования. Совершенствуется система информационного обеспечения и связей с общественностью. Взят курс на создание современных условий для призывников и гуманизацию армейской жизни. Формируются здоровые гражданско-правовые отношения между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом с учетом реальных запросов Вооруженных сил. Создается система стационирования гарнизонов... Но впереди много работы. Например, предстоит учредить систему не только территориальных, но и функциональных командований: по переброске войск, для действий в киберпространстве и так далее. Важно также создать кадровый сержантский корпус. А ключевая задача — воспитать образованного офицера.