Знаете ли вы, что в стране прошла масштабная просветительская акция «Родные языки России», объединившая 8 тысяч школьников из 75 регионов, говорящих на 60 языках? О способах возрождения национальных языков эксперты рассказали на встрече в МИА «Россия сегодня».
Стихи ребята выбирали, какие хотели. Кто-то делал ставку на прославивших малую родину авторов — читали Салавата Юлаева, Геннадия Юшкова, Гамзата Цадасу, Алима Кешокова. Другие отваживались обнародовать собственные сочинения. Звучали переводы русской классики — на татарский, башкирский, аварский, абхазский, адыгейский, чукотский, якутский, марийский, мордовский, алтайский, ногайский, калмыцкий.
Короткие видеоролики (дети записывали их сами или с помощью взрослых, потом выкладывали в соцсети) публиковались на портале языкинародов.рф. Они там и сейчас в свободном доступе — можно послушать, как звучат те самые редкие, находящиеся на грани исчезновения языки — долганский, юкагирский, эвенкийский, корякский, нанайский, кетский, нивхский, ульчанский...
Список можно продолжить: согласно последней переписи, наши сограждане говорят на 277 языках и диалектах, и 76 из них изучаются в школах. Казалось бы, повод для оптимизма: такое разнообразие национального и культурного ландшафта страны! Однако существует и другая сторона медали: согласно исследованию Института языкознания РАН, за последние 150 лет в России исчезли 14 языков, причем с половиной из них это случилось после 1992 года.
«По подсчетам экспертов, каждую неделю на планете исчезает по одному языку, — заметила вице-президент союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Юлия Соловьева. — Русский занимает седьмое место по распространенности в мире (на первом — китайский), но, к сожалению, это не означает, что ему ничего не грозит: слова-паразиты, канцелярит, избыточные заимствования, жаргонизмы — все это размывает классические формы языка».
Тот факт, что многие предпочитают не вспоминать о своих корнях, отметил ведущий специалист Института развития родных языков народов РФ Павел Филиппов: «С родными языками много проблем, говорят на них мало, а изучают еще меньше. На фоне мощнейшего возрождения семи языков-миллионников — татарского, чувашского и пяти кавказских — наблюдается смущение или нежелание говорить на родных языках у народов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Поэтому такие акции, как чтение стихов на родных языках или написание на них «Тотального диктанта» — важные шаги к ренессансу».
О практике проведения проверки грамотности на национальных языках рассказала ответственный секретарь Адыгейской республиканской общественной организации «Ассоциация лингвистов-экспертов «Аргумент» Индира Нефляшева. В Дагестане, который, как шутят на родине Расула Гамзатова, «страна гор и гора языков», пишут тесты на 14 наречиях. Также эта традиция прижилась в Чечне, Хакасии, Северной Осетии и Чувашии. В нынешнем году география расширилась — 21 февраля за перо и бумагу взялись в Якутии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Индира Нефляшева рассказала и о других региональных проектах, призванных спасти родную речь. Например, в Адыгее в прошлом году организовали летний лагерь «Адыг-ленд», где дети изучали этнографию и язык по самым современным образовательным методикам. А в Северной Осетии создали полилингвальную систему в детских садах и школах.
«Проблема в том, что далеко не для каждого языка существует учебник, — рассказала директор департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Жанна Садовникова, — на сегодня в списке рекомендованных учебников имеются 252 пособия по 15 родным языкам. Также уже подготовлены 64 макета по 24 родным языкам».
И это, напомню, охватывает лишь одну седьмую часть реального языкового разнообразия страны.
Подводя итог встречи, директор Цифровой фабрики инноваций Евгений АНТОНОВ отметил, что сам по себе интерес к акции «Родные языки России» — уже хорошая новость: «Мы не ожидали, что за две недели откликнется более восьми тысяч человек. Неожиданность и то, что участие приняли не только школьники и учителя, но и дошколята и их родители. Самому юному участнику конкурса три года. В одном из интервью Иосиф Бродский сказал, что поэзия — это высшая форма развития языка. И, конечно, нам было интересно посмотреть на тематику стихотворений, на имена авторов, чьи стихи выбрали школьники. Это были стихи о главном — о родине, родителях, дружбе, известных людях, важных датах». Из авторов — «эскимосский Сент-Экзюпери» Юрий Анко (первый поэт и летчик среди эскимосов), знаменитый татарский поэт-фронтовик Муса Джалиль, чукотская поэтесса Антонина Кымытваль, башкирский национальный герой и поэт-сказитель Салават Юлаев, аварский поэт и драматург Гамзат Цадаса, основоположник ногайской литературы Фазиль Абдулжалилов. Ну и, конечно, не могло обойтись без поэтических строк Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Цветаевой, Тарковского, Рождественского. Язык поэзии — связующий...