Главная Культура 19:37 01 Февраля 2019 10822
Алла Сигалова: Моя действительность - ярче мечтаний!

Ведущая «Большого балета» рассказала корреспонденту «Труда» о зигзагах судьбы, правилах выживания и творческой смелости

Анна Владимирова
Фото предоставлено Московским Художественным театром

Она работала в Ла Скала и Парижской опере, выпускала спектакли в Табакерке и московском театре «Новая опера». Ее новая постановка — «XX век. Бал» — собирает в эти дни аншлаги в МХТ. А широкая публика знает ее как ведущую «Большого балета», «Большой оперы» и других популярных телевизионных программ. Алла Сигалова — балетмейстер, актриса, профессор школы-студии Художественного театра — рассказала Анне Владимировой о зигзагах судьбы, правилах выживания и творческой смелости.

Вокруг сцены

— Алла, вас называют танцовщицей, хореографом, актрисой, режиссером, телеведущей. Какое из этих определений точнее всего?

— Каждое по-своему точно. Я же не врач, поэт и пекарь одновременно. То, чем занимаюсь, лежит в области театра. И выделить что-то одно не могу. Все важно, это грани одного многоугольника.

— После 2-го класса школы вы поступили в Вагановское училище. Мечтали парить по сцене в легкой пачке, как в красивой сказке?

— Для меня балет никогда не был сказкой. Мои мама с папой работали в театре, и я с детства видела реальные стороны этой профессии. Новозможность каждый день соприкасаться с музыкой, пропускать ее через себя и передавать эмоции собственным телом — это было интересно и манко. И потом — я выросла в семье, где каждую неделю ходили в Мариинский (тогда Кировский) театр, и желание танцевать казалось естественным.

— Но для того, чтобы это желание стало реальностью, в человеке должно сойтись столько качеств: талант, физические данные, наконец гранитная воля!

— Думаю, это все связано. Наблюдая за своими студентами, все больше убеждаюсь: человек с яркими способностями в определенной области, как правило, обладает и огромной концентрацией. Воля — это часть таланта.

Из Петербурга в Москву

— Во время учебы вы получили травму, после которой заново учились ходить, не то что танцевать... Как было не впасть в депрессию?

— Депрессия — не моя история. Но какое-то время я ощущала себя в тупике, не понимала, как и куда двигаться дальше, и возможно ли это вообще. Так длилось, наверное, года три... А потом постепенно стали возвращаться силы, яснее виделась цель, перспектива. И это порождало устремленность.

— Кто-нибудь тогда вытягивал вас из этого состояния, утешал, что все будет хорошо?

— Нет, мне такое даже представить странно. Я была одна — никакой поддержки, ее и быть не могло... Знаете, самые тяжелые моменты жизни я сравниваю с процессом родов, который происходит только с тобой. Никто здесь за тебя ничего не сделает. Никакой врач не скажет: «Порядок, все закончилось», — если на самом деле все еще продолжается. Ты, и только ты, делаешь колоссальное усилие, чтобы родить...Так и в жизни: остаешься один на один со своей бедой и сам должен справится с ней, накопить ресурс для движения дальше...

— Ваше движение было — в столицу, в ГИТИС на режиссерский факультет. Обрадовались такой перемене декораций?

— Москва оказалась для меня тяжелым местом, но надо было сбежать из Ленинграда, чтобы заглушить болевой синдром — уже не физический, а психологический. Мы со столицей довольно долго друг друга не принимали. Я ее не любила, и она меня отторгала... Понимаете, я росла в том старом, интеллигентном Ленинграде, в семье Михайловых-Сомовых (родственники художника Константина Сомова, представители петербургской художественной интеллигенции в нескольких поколениях. — «Труд»). Традиции этого дома, круг людей, которые в нем бывали, сейчас уже кажутся фантастическими. Я даже написала книгу воспоминаний о том времени и городе, с его аристократическим, дворянским духом. Сейчас уже, увы, былого Ленинграда нет. Зато в Москве теперь чувствую себя как дома, здесь я — своя.

Полет воли

— После института вы работали в Сатириконе, а потом сорвались с привычного места и создали «Независимую труппу Аллы Сигаловой». Как решились на такой смелый рывок?

— Тогда — легко! Наступали девяностые — дерзкое, авантюрное время мощных поступков. Пора воплощения безумный идей. Сейчас бы я так не рискнула, а в ту пору — решила уйти и ушла. И это казалось нормальным. И за мной последовали люди. Вместе мы стали делать нечто совершенно новое — первый частный театр современного танца в Москве, в котором было семеро артистов плюс художники, администраторы, гримеры, костюмеры...

— То есть вы сами сочиняли танцевальный текст спектаклей?

— Нет, приглашала акробатов из цирка... Конечно, все сочиняла я сама! Наш первый спектакль назывался «Игра в прятки с одиночеством» — мозаика разных настроений, выраженных хореографическими образами. После были «Пугачев», «Отелло», потом спектакль, посвященный Марии Каллас, «Циники» и так далее... Всего мы проработали около девяти лет.

— Ваши прежние постановки, как и нынешние — например, «Катерина Ильвовна» по Лескову в «Табакерке» — бьют током глубинных страстей. Вы — за фейерверк эмоций на сцене?

— Да, мне близок театр сильных переживаний, чувственности, красоты. Хочется именно на таком языке общаться со зрителем. Хотя принимаю и уважаю также театр «головной», рациональный. Я вообще отрыта к любым талантливым высказыванием на подмостках. И все же, как постановщик — выбираю сильные эмоции.

— Как вы относитесь к тому, что современная сцена превращается в территорию эксперимента, где нормально обнажать не только чувства, мысли, но и тела артистов?

— А театр всегда экспериментировал, это ведь дело живое... Начало ХХ столетия было мощнейшим извержением театральных поисков. Прошлый век вообще нашпигован фантастическими личностями, которые вытворяли на сцене невероятное! Современные режиссеры, скорее, не экспериментируют, а ищут оптимальную форму самовыражения, собственного высказывания. И дело зрителей — выбрать сред иэтого ассортимента то, что им ближе, за что они готовы платить деньги. Поэтому академический спектакль, авангардная постановка, опера и мюзикл должны соседствовать в театральной афише.

Перед балом

— Как приходит замысел?

— Часто все идет от желания работать с каким-то актером или актрисой. В этом случае ищешь пьесы, сюжеты под конкретного человека. А бывает, напеваешь под настроение арию Фредди из My Fair Lady и думаешь — а почему я до сих пор это не поставила? И — берешься за постановку... Или хочешь увидеть такую-то шляпку на такой-то актрисе — и так возникает спектакль...Иногда идея приходит под прессом боли. Так, в октябре я выпустила в школе-студии спектакль с хэштегом «Я не боюсь сказать» — о психологическом и физическом насилии по документальным воспоминаниям конкретных людей. В общем, выбор материала зависит от того, что тебя в этот момент радует или, наоборот, саднит раной...

— Как родился «XX век. Бал»?

— Думаю, здесь толчком стала музыка. Я осознала, сколько мелодических образов, которые всегда остаются со мной, возникло именно в XX веке. И я захотела к ним вернуться, искала для этого сюжет. А потом решила, что действие спектакля может быть просто нанизано на историю прошлого века. Дальше — надо было понять, как из множества событий отобрать самые знаковые. Когда началась работа над инсценировкой воспоминаний, что-то отсеклось само собой, что-то приходилось отсекать... Так появился образ спектакля, его настроение.

— У вас играют артисты, которым едва за 20. Как им далось погружение в такой «нафталин»?

— Многие ребята даже не знали, что происходило тогда. Или были знакомы с фактами лишь понаслышке. Им пришлось в этот век «упасть», изучать его по годам. И то, что в итоге они его поняли и полюбили, — очень важный бонус нашей работы... Хотя и по своим студентам, и по артистам вижу — молодежь по сути своей одинакова во все времена. Меняются скорости, картинки вокруг,— а в основе человек остается таким, каким его задумал Создатель.

Жизнь как чудо

— Алла, есть ли у вас материал, который вы хотели бы поставить, но пока до него дозреваете?

— Я уже давно перестала мечтать и загадывать. Потому что моя действительность ярче любых мечтаний. Ну, могла ли я подумать, что стану работать в Ла Скала или Гранд опера? Или преподавать в Гарварде?.. Так что живу реальными делами. Сейчас работаю над двумя спектаклями, один — по биографии Скотта Фицджеральда с Егором Бероевыми Машей Александровой, другой —та самая «Моя прекрасная леди» в театре Табакова.

— Интенсивно работая, вы при этом прекрасно выглядите! Сколько времени тратите на уход за собой?

— Нисколько! Ну, если не считать процесс умывания утром и вечером. Еще у меня есть врач, которому бесконечно доверяю и хожу к нему два раза в год. А вот салоны красоты — совсем не моё. В молодости из-за травм я проходила через бесконечные массажи и дико устала от них. С тех пор не терплю, когда меня касаются чужие руки.

— Сегодня, особенно среди женщин, царит культ внешней красоты. Мысли о возрасте разъедают, как кислота. Насколько, по-вашему, опасна эта тенденция?

— Женщина должна прекрасно выглядеть и следить за собой, но не доводить это до абсурда! Стоит думать о том, что ты ешь и пьешь, слушать свой организм и вовремя отдыхать. Но то, что подходит одному, не подойдет другому, ведь все мы разные. Например, лично я — против пластических операций. Часто наблюдаю — как бы все ни было прекрасно сделано, через какое-то время что-то начинает портиться и ползти. И потом, я убеждена: надо спокойно принимать свой возраст и в пятьдесят лет не делать вид, что тебе двадцать. Тогда и внешний облик будет не в ссоре с движением души.

Голубой — не значит плохой

— Вряд ошибусь, если скажу, что основной части российской публики вы больше известны все-таки как телеведущая — в «Большой опере», других проектах. Но, наверное, ближе всего вам «Большой балет», где вы были и членом жюри. Какой выпуск этого цикла показался вам самым ярким?

— В первый выпуск «Большого балета» попали потрясающие танцовщики: Влад Лантратов, Ольга Смирнова, Кристина Шапран, Андрей Ермаков... Как это чаще всего бывает, дебютная программа оказалась и самой мощной, и самой успешной! Теперь ее участники — это выдающиеся артисты.

— Глядя на молодых ребят, которые работали на программе, можете сказать, в хорошей ли творческой форме сегодня находится наше балет?

— Если судить не только по этим ребятам, а по тому, что происходит на всех мировых сценах, — балет переживает не лучшие времена. Как-то великий Игорь Моисеев сказал: «Танец превращается в пингвина. Вроде бы птица, крылья есть, а взлететь не может». Надеюсь, это явление временное, и нас ожидают новые балетные открытия и откровения.

— Может ли «голубой экран» служить проводником высокого искусства, или же формат ТВ — отвлечение аудитории от настоящего?

— Думаю, «голубой экран» никуда искусство не проводит и не уводит. Телевидение — это отдельный, потрясающий вид творчества. Не вижу смысла противопоставлять или сравнивать его, скажем, с театром или с классической музыкой.

— А сами-то телевизор смотрите?

— Конечно, могу включить что-то интересное для себя. Но чаще всего нахожу такую программу уже в интернете, в записи. И, если честно, делаю это не часто...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9361
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7058
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?